Top.Mail.Ru

В школах отменят один предмет с 1 сентября: ученики радуются, а учителя не верят

С 2025 года система школьного образования в Рос...

Pro Город

С 2025 года система школьного образования в России начнёт претерпевать серьёзные изменения. Цель реформы — адаптировать учебный процесс под современные вызовы, такие как развитие технологий, запросы работодателей и устаревшие методы обучения. Главное внимание теперь будет уделяться развитию навыков, а не просто запоминанию фактов.

Какие предметы исчезнут и как изменится программа

Одним из первых шагов станет постепенное исключение предмета «Обществознание» из школьной программы. Уже с 2025 года его не будет в 6–7 классах, а с 2026 года — в 8 классе. Однако в старших классах этот предмет сохранится, но в переработанном виде.

Кроме того, изменения затронут и другие предметы:

  • Вопросы права будут интегрированы в курс истории.

  • Финансовая грамотность станет частью уроков математики.

  • Социальные аспекты будут изучаться через проектную деятельность.

Почему необходимы изменения?

Среди основных причин реформы:

  • Устаревание подходов в образовании, где акцент ставится на теорию без реальной пользы.

  • 87% работодателей жалуются на нехватку «гибких» навыков у выпускников (данные НИУ ВШЭ).

  • Быстрый рост цифровизации и искусственного интеллекта снижает ценность знания «наизусть», но увеличивает значение критического мышления и адаптации.

Что предложат школьникам взамен?

Вместо привычных предметов ученики будут осваивать:

  • Основы предпринимательства

  • Медиаграмотность

  • Коммуникацию и публичные выступления

Учебные форматы также изменятся: кейс-чемпионаты, деловые игры, школьные стартап-инкубаторы и тренажёры для переговоров и судебных заседаний.

Изменения в ЕГЭ

Единый государственный экзамен станет более практическим:

  • Уменьшится число тестов.

  • Появится больше заданий на анализ и работу с реальными ситуациями.

  • Введут устную часть по ряду предметов.

Как изменятся роли школьных участников?

  • Учителя будут осваивать коучинговый подход и фасилитацию.

  • Родители будут более вовлечены в профориентацию и эмоциональное развитие детей.

  • Ученики будут учиться по принципу 70% практики и 30% теории.

Позиция экспертов

Елена Приступа, директор Института образовательной политики, отмечает: «Речь не идет об отказе от знаний, мы пересматриваем подход: акцент на умении решать задачи, а не на фактах».

Артем Соловейчик, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС, подчеркивает, что переподготовка педагогов — ключевая для успешной реализации реформы.

Что можно сделать уже сейчас?

  • Ученики: начать изучение критического мышления и медиаграмотности на онлайн-платформах.

  • Родители: помочь детям в развитии эмоционального интеллекта.

  • Преподаватели: осваивать современные методики работы с группами.

Итог

Российская школа стоит на пороге системных изменений. Успех реформы зависит не только от министерских приказов, но и от готовности общества перейти к новым образовательным подходам: от знаний к навыкам, от теории к практике, от формальности — к реальным результатам.