Top.Mail.Ru

С 1 сентября в школах отменяют один предмет: ученики сияют от счастья, а учителя не верят

С 2025 года система образования в России кардин...

Pro Город

С 2025 года система школьного образования в России начнет меняться по-новому. Цель реформы — адаптировать учебный процесс под современные вызовы: стремительное развитие технологий, запрос работодателей и снижение интереса к устаревшим методам обучения. Главное внимание будет уделено развитию навыков, а не запоминанию фактов.

Какие предметы исчезнут, а какие преобразятся

Одним из первых шагов станет постепенное исключение предмета «Обществознание» из программы. Уже с 2025 года его не будет в 6–7 классах, а с 2026-го он полностью исчезнет из 8 класса. При этом в старшей школе дисциплина сохранится, но в переработанном виде.

Изменения затронут и другие направления:

  • Вопросы права войдут в курс истории.

  • Финансовую грамотность встроят в математику.

  • Социальные аспекты будут осваиваться через проектную деятельность.

Почему возникла необходимость в реформе

Среди основных причин:

  • Устаревание подходов: акцент на теории без реальной пользы.

  • Результаты исследований: 87% работодателей жалуются на нехватку «гибких» навыков у выпускников (данные НИУ ВШЭ).

  • Быстрый рост цифровизации и ИИ, который снижает ценность знания «наизусть», но усиливает важность мышления и адаптации.

Что предложат школьникам взамен

Вместо привычных уроков дети будут осваивать:

  • Основы предпринимательства

  • Медиаграмотность

  • Коммуникацию и публичные выступления

Форматы тоже изменятся: кейс-чемпионаты, деловые игры, школьные стартап-инкубаторы, тренажеры переговоров и судебных заседаний.

ЕГЭ тоже ждут перемены

Экзамен станет ближе к реальности:

  • Уменьшится число тестов

  • Появится больше заданий на анализ и работу с ситуациями

  • Введут устную часть по ряду предметов

Как изменится роль школы, родителей и преподавателей

  • Учителя будут осваивать коучинговый подход и фасилитацию.

  • Родители — вовлекаться в профориентацию и эмоциональное развитие ребенка.

  • Ученики — учиться по принципу 70% практики и 30% теории.

Школам предстоит переоснаститься: нужны пространства для групповой работы, коворкинги, переговорные комнаты и гибкие учебные зоны.

Позиция экспертов

Елена Приступа, директор Института образовательной политики:
«Речь не идет об отказе от знаний. Мы пересматриваем подход: акцент не на фактах, а на умении решать задачи».

Артем Соловейчик, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС:
«Переподготовка педагогов — ключевой фактор успеха. Без нее реформа рискует остаться формальной».

Что можно сделать уже сейчас

  • Ученикам — начать изучение критического мышления и медиаграмотности на онлайн-платформах.

  • Родителям — помогать детям в развитии эмоционального интеллекта.

  • Преподавателям — осваивать современные методики работы с группами и обратную связь.

Итог

Российская школа стоит на пороге системных изменений. Успех реформы зависит не только от министерских приказов, но и от того, насколько общество готово перестроить мышление: от знаний к навыкам, от теории к практике, от формальности — к реальным результатам.