Широкое внедрение ИИ грозит «мышлением-пюре» и потерей ученых

pxhere.com
Профессор Алексей Лопатин, заведующий кафедрой Казанского национального исследовательского технического университета, заявил о серьёзных рисках повсеместного внедрения искусственного интеллекта в образование и науку. По его мнению, система к этому не готова, и последствия могут быть разрушительными.
Основные тезисы эксперта:
В школах ИИ формирует «мышление-пюре».
Дети воспринимают нейросети как способ избежать усилий, лишь 3–5% используют их с пользой.
Формируется привычка получать готовую, препарированную информацию, что тормозит развитие собственного мышления.
Вопрос: что такой выпускник сможет сделать на реальной работе?
В вузах ИИ разрушает учебно-методическую систему.
Преподаватели используют ИИ, чтобы быстрее заполнять бессмысленные отчёты для контролирующих органов, а не для улучшения обучения.
Это приводит к падению качества последнего «колосса» образования — учебно-методической базы.
В науке ИИ порождает фальсификации и имитацию.
Молодые учёные начинают думать, что генерация текстов в нейросети — это и есть научное исследование.
В журналы уже поступают работы, частично или полностью созданные ИИ.
Риск: без жёсткой позиции академического сообщества можно потерять целое поколение исследователей для науки.
Вывод Лопатина говорит, что термин «искусственный интеллект» некорректен — это продвинутый поисковик с алгоритмической интерпретацией. Сегодня ИИ — это модный тренд, а не панацея, и его бездумное внедрение принесёт больше вреда, чем пользы, пишет nakanune.ru.

