«В начале войны мне было 7 лет, из школы сразу сделали военкомат»: женщина вспомнила о первых днях начала Великой Отечественной войны

22 июня – День памяти и скорби. В 1941 году этот день пришелся на воскресенье. В то утро солнце взошло над Москвой в 3 часа 45 минут. К этому времени немецкие самолеты уже выходили на боевой курс. И через 15 минут они начали бомбить российские города.

О том, чем запомнилось россиянам начало Великой Отечественной войны, мы поговорили с Риммой Платонниковой, которая на тот момент проживала в Самарской области.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Когда началась Великая Отечественная, Римме Николаевне было всего 7 лет. Они жили вчетвером: мама, папа, Римма и ее младший брат Саша. Мать работала учителем, отец бухгалтером.

Радио у них в доме не было. Но о том, что произошло, девочка догадалась уже с первых дней войны.

«Жили мы на станции Погрузная Кошкинского района Самарской области. От нас до станции было 2 минуты ходьбы. Я поняла, что началась война, наверное, в первый же ее день, когда в школу, при которой мы тогда жили, заселился районный военкомат. Там организовали призывной пункт. И потянулись люди из деревень. Это были в основном молодые деревенские парни. Вместе с ними всегда шли родители, сестры. И стоял почти непрерывный плач», - рассказала Платонникова.

ПОЕЗДА

Потом призывников отправляли на вокзал. Уходили они туда под песню «Священная война» («Вставай, страна огромная…»). Она звучала каждый день и по несколько раз. Количество мужчин, отправляемых на фронт, было настолько большим, что на всех них даже не хватало пассажирских поездов и некоторых доставляли туда в товарных поездах.

Началась также активная эвакуация оборудования. Ее в СССР организовали очень быстро. И с запада на восток потянулись товарные поезда. Они строго охранялись, отмечает Платонникова. Практически при каждом поезде был военный с ружьем.

«А через некоторое время с запада на восток шли уже поезда с ранеными», - вспоминает Римма Николаевна. – «Из было очень много. Причем у людей в основном были тяжелые ранения. Мы заглядывали в окна поездов и видели их. Перебинтованные головы, перебинтованные руки и ноги. Это было что-то страшное…

ОН САМ РЕШИЛ УЙТИ НА ФРОНТ

У отца Риммы, работавшего бухгалтером, была бронь. Но он сам решил пойти на фронт. Зимой 1941 года к Платонниковым пришли двое мужчин и сообщили, что Николай Платонников погиб в плену. Им же самим удалось сбежать оттуда.

«Зима 1941 года была жутко холодная. Стояли 40-градусные морозы. К нам пришли двое деревенских мужчин и рассказали, что они с моим папой попали в окружение, когда пробирались к своим недалеко от Москвы. Всех троих забрали в плен. Там они жили в очень холодных условиях. А у папы еще был ревматизм. Вот так он и умер… С утра тех мужчин заставляли хоронить умерших. Вечером они приходят, а моего папы там уже и нет: то есть, его уже унесли. То ли похоронили, то ли полуживого унесли – непонятно. Они-то здоровые деревенские парни, поэтому выжили. Кроме того, они еще работали. А отец мой не мог работать», - рассказала Платонникова.

ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

В первый класс Римма пошла только в 8 лет: до этого ей нужно было присматривать за младшим братом, потому что мать была занята на работе. Учеба в ее школе из-за отсутствия свободных помещений шла с перебоями. Так, например, в течение одного года дети вообще не ходили на занятия. Так произошло потому, что в селе Платонниковых расположилась авиационная часть и школа стала использоваться как складское помещение.

ПИТАНИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Во время войны было очень голодно. В день выдавали примерно по 200 грамм хлеба на каждого, но он был очень невкусный, вспоминает Платонникова. Люди ели все, что только можно: и ягоды, которые не считаются съедобными, и даже глину.

«Летом мы ели всякие травы», - вспоминает собеседница издания. – «Например, у нас кругом росло растение, напоминающее герань, у которого были плоды в виде маленьких круглых лепешечек. И мы ели их в огромном количестве. А потом кто-то придумал, что в овраге есть сладкая глина. И мы ее лизали вместо сладостей».

Сахар в те годы люди не ели. А маленькие дети даже не знали, как он выглядит.

«Помню, какой-то дяденька дал моему брату Саше кусочек сахара. А он бросил его и крикнул: «Снег!», - вспоминает Платонникова.

СВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Немного спасало от голода только свое хозяйство. Мать Платонниковой, Мария Платонникова, завела козу и получала от нее молоко. А еще она втайне от детей резала козлят и пускала их мясо на супы.

Потом мать Риммы Николаевны завела огород. И после того, как у семьи появился собственный картофель с него, стало уже полегче.

ЭПИДЕМИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Еще Платонниковой запомнилось, что в Самарской области в те годы была вспышка септической ангины.

«При этом заболевании человек умирал в полном сознании, но истекал кровью. Она текла изо рта, из носа, вплоть до ушей», - рассказала Римма Николаевна. – «Умирали целыми деревнями. В больницах были огромные очереди. Они начинались еще до входа в медицинские учреждения».

Мать Платонниковой очень беспокоилась за здоровье своих детей в такой ситуации и отвела их в поликлинику на профилактический осмотр. К счастью, черных пятен на теле, которые являются одним из симптомов септической ангины, на их теле обнаружено не было.

ЛАГЕРЯ С УСИЛЕННЫМ ПИТАНИЕМ

После окончания этой эпидемии для детей были организованы лагеря с усиленным питанием, вспоминает Римма Николаевна.

«Нам до туда было идти около 3 километров. И мы с Сашей туда ходили. К обеду идем туда, а вечером - оттуда. Нас в этом лагере очень приветливо встречали, кормили и тут же укладывали спать. Там было очень хорошее питание. Нам давали хлеб с маслом, молоко, какао, разные каши на молоке», - рассказала Платонникова.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Военные годы были очень тяжелыми. Люди работали не покладая рук день и ночь. На производствах трудились даже дети. Вместе с тем, государство в военные и послевоенные годы очень заботилось о людях, отмечает Платонникова.

«Всех обеспечивали хлебом. Пусть его было мало, но его все-таки выдавали. И как только появилась малейшая возможность, стали увеличивать нормы хлеба. А в 1947 году его получали уже без карточек. И можно было брать хлеба, сколько хочешь. И дальше все пошло на улучшение. К празднику 8 марта даже снижали цены на продукты. Так было во все годы во время правления Сталина. То есть, была очень большая забота о людях», - говорит собеседница издания.

После войны начиная с 1947 – 1948 годов жизнь начала налаживаться. Теперь люди уже могли себе позволить покупать и масло, и мясо, и одежду, и мебель. Так, например, мать Риммы Николаевна приобрела в те годы для дома шкаф и диван.