Банк «Открытие»: продажи популярных кроссоверов падали в апреле значительно быстрее рынка
В мае сегмент может сжаться еще на 8-10%
Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали продажи популярных кроссоверов в апреле 2024 года. В отличие от всего рынка, сжавшегося относительно марта незначительно (в пределах 7%), нашлось два десятка популярных крососоверов, продажи которых падали двузначными темпами. Особенно удивительно видеть в этом списке не столько автомобили Li Xiang (-36-41% за месяц), доставленные исключительно по каналам параллельного импорта, сколько машины, завозимые официальными дистрибьюторами. Среди них - Voyah Free (-40% за месяц), GAC GS8 (-39%) и Chery Tiggo 7 Pro (-31%). Столь резкое падение реальных объемов бизнеса в апреле было обусловлено в том числе перенасыщением рынка дорогим товаром, наличием «желтых» машин на складах по итогам 1 квартала и рядом прочих факторов.
Дефицит новых автомобилей на российском рынке закончился еще в конце прошлого года, а заполненные склады дилеров стали поражать разнообразием товара. Среди кроссоверов, в самом популярном сегменте авторитейла, оно стало особенно заметно. Так, в марте 2024 года в преддверии ужесточения правил параллельного импорта из стран ЕАЭС, а также благодаря желанию дилеров получить квартальные бонусы, рынок показывал уверенный рост. Однако в апреле такого «допинга» у него уже не было. Рынок в легковом сегменте сжался до 135,6 тысячи сделок (-7% к марту), из которых более половины традиционно пришлось на кроссоверы.
При этом в авторитейле нашлось два десятка популярных моделей паркетников, продажи которых падали значительно сильнее рынка – двузначными темпами. И причины снижения объема бизнеса по целому ряду моделей были довольно специфическими.
Так, лидером в части отрицательной динамики оказались гибриды компании Li Xiang – модели L7 (1 066 а/м, - 41% к марту) и L9 (1 160 а/м, -35%). Вслед за удорожанием поставок по параллельному импорту продавцы этих машин поспешили увеличить цены, в том числе и на ввезенную ранее технику. Рынку это не понравилось.
Аналогичные результаты продаж продемонстрировала и Voyah Free (777 а/м, -40%). Немалая часть этих кроссоверов ввозится компанией «Моторинвест», и этот дистрибьютор не повышал цены в апреле. Однако весь «серый» импорт стал дороже. Дешевле 4 миллионов рублей новые Voyah уже не купить. То же самое справедливо в отношении большого вседорожника GAC GS8. Но эти машины заметно дорожали со сменой поколений, и желающих покупать их за 4,5-5 миллионов рублей стало гораздо меньше, чем когда они стоили почти на миллион дешевле.
Попавшие в топ-20 наиболее активно упавших в продажах вседорожники Lexus, Toyota и Kia не досчитались 35-37% покупателей. Из-за удорожания параллельного импорта они также потеряли привлекательность. Пока меньше половины из проданных Geely Monjaro пришлось на официальные каналы, но частный импорт по этой машине уходит в прошлое. Машины от дистрибьютора в среднем на 20% дороже «серых», результат апреля - 3,3 тысячи а/м, -36% к марту.
А вот апрельское падение продаж Changan, Chery, Exeed, Haval и Tank обусловлено в том числе «желтым» складом. Похоже, что немало сделок по этим машинам в марте состоялось лишь в отчетах дилеров.
Другие причины сжатия объемов бизнеса оказались у таких моделей, как «Москвич 3» (1,8 тысячи, -22%) и Geely Coolray (2,1 тысячи, -24%). Кассу первой модели в марте сделали кроссоверы 2023 года, продававшиеся со скидками до 690 тысяч рублей. В апреле прошлогодних машин у московского производителя почти не осталось. Кроме того, ежемесячно до 40-45% продаж марке обеспечивают юридические лица, которые нередко ведут закупки по квартальной схеме, и в апреле их было меньше. В свою очередь покупателей у обновленного Geely Coolray стал отбирать его родственник Belgee X50 (3 020 а/м, +10% к марту), который представляет из себя дорестайлинговую версию того же автомобиля, но продается почти на 400 тысяч дешевле.
Так или иначе, кроссоверы остаются самым популярным сегментом авторитейла. Однако именно этот факт приводит к тому, что изменения условий ведения бизнеса влияют на вседорожники заметнее всего. Именно поэтому в апреле можно было наблюдать падение продаж ряда популярных паркетников на 20-40%. Однако в целом во второй месяц весны этот сегмент сжался не столь драматично: было реализовано порядка 70,4 тысячи этих машин, на 11% меньше, чем в марте. В мае при сохранении тех же условий мы наверняка увидим дальнейшее сокращение продаж кроссоверов, завезенных по параллельному импорту, и тех брендов, по которым склады оказались избыточно заполнены. Однако в целом падение едва ли выйдет за рамки 8-10%. По большей части будет происходить перераспределение клиентов от менее выгодных в моменте моделей к более привлекательным в части цены.
Топ-20 популярных SUV по динамике падения продаж в апреле 2024 года
№ | Марка | Апрель 2024 г | Март 2024 г | Апрель 2023 г | Апрель 2024 / март 2024 |
1 | Li Xiang L7 | 1066 | 1807 | - | -41% |
2 | Voyah Free | 777 | 1298 | 135 | -40% |
3 | GAC GS8 | 1025 | 1686 | 20 | -39% |
4 | Lexus RX | 334 | 530 | 200 | -37% |
5 | Geely Monjaro | 3278 | 5144 | 620 | -36% |
6 | Li Xiang L9 | 1160 | 1815 | 33 | -36% |
7 | Toyota RAV4 | 327 | 510 | 390 | -36% |
8 | Kia Seltos | 293 | 449 | 255 | -35% |
9 | Changan CS55 | 1946 | 2906 | 181 | -33% |
10 | Chery Tiggo 7 Pro | 878 | 1279 | 3071 | -31% |
11 | Chery Tiggo 8 Pro Max | 1096 | 1466 | 1058 | -25% |
12 | Geely Coolray | 2087 | 2746 | 4156 | -24% |
13 | Exeed RX | 1236 | 1619 | - | -24% |
14 | Haval F7 | 1966 | 2560 | 902 | -23% |
15 | Moskvich 3 | 1806 | 2315 | 463 | -22% |
16 | Geely Tugella | 1478 | 1890 | 1290 | -22% |
17 | Changan Uni-K | 1655 | 2049 | 113 | -19% |
18 | Haval F7X | 1367 | 1638 | 1297 | -17% |
19 | Chery Tiggo 7 Pro Max | 4402 | 5211 | - | -16% |
20 | Tank 300 | 1336 | 1479 | 372 | -10% |
*данные регистраций от компании Автомаркетолог