Ждать ли нам возвращения 90-х: психологи высказались о том, как на детей и подростков может повлиять фильм «Слово пацана»

После выхода на экраны сериала «Слово пацана» в Ульяновске участились случаи массовых драк среди подростков. Еще в декабре прошлого года там толпа избила двух молодых людей. Перед нападением их спросили, из какого они района. В январе в городе произошли две массовые драки. И недавно вновь стало известно о подобном инциденте. В ночь с 7 на 8 марта около одного из ульяновских кафе снова произошла массовая драка.

Многие предполагают, что такие случаи участились именно из-за выхода в интернете сериала «Слово пацана», главные герои которого являются участниками преступных группировок 90-х годов. Этот фильм уже вызвал широкий общественный резонанс. Многие его на чем свет стоит ругают, опасаясь того, что он будет способствовать возрождению группировок. Хотя находятся и защитники сериала, которые смотрят на него с той точки зрения, что в нем всего-навсего показан определенный период из жизни нашей страны. Между тем, скоро его будут показывать и по телевидению.

О том, может ли фильм «Слово пацана» оказывать негативное влияние на детей и подростков и как этому противостоять, мы поговорили с медицинскими психологами ДРКБ Татарстана.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЛЬМА «СЛОВО ПАЦАНА» НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

По словам экспертов, такие сериалы, как «Слово пацана», действительно способны оказывать сильное воздействие на детей и подростков.

«Когда эти фильмы смотрит человек со здоровой психикой, он в состоянии дифференцировать плохое от хорошего, расставлять приоритеты, понимать, что это отражение исторического периода. Мы же не сердимся, что показывают фильмы про войну 1812 года. Страшно, когда это смотрит человек с неподготовленной, неокрепшей или нездоровой психикой. Когда очень глубоко записывается, что на силу есть только другая сила, что в мире можно править только при помощи агрессии и насилия», - говорят психологи ДРКБ Наталья Фуфлыгина и Татьяна Сенюхина. – «Период, который показан в сериале, - это тоже наша история. Но в то время, может, по-другому и "нельзя" было, а сейчас можно. Есть доступ к образованию, работе, творчеству, книгам (не запрещены), к религии (тоже не запрещено), которая учит: "Не убей". Также нужно не забывать, что романтизация (даже косвенная) или создание условий для романтизации группировок и тюремной культуры не приносит обществу ничего хорошего. Поэтому и страшно, что неокрепшая или нездоровая психика при просмотре подобных фильмов возьмёт эту модель за аксиому».

И опасение, что после таких сериалов, как «Слово пацана», в молодежной среде начнут возрождаться группировки, по мнению психологов, вполне обоснованно.

«Фильмы про бандитов были и будут популярны во все времена. Но для одних они так и останутся развлечением, а для других - будут примером для подражания и руководством к действию», - говорит психолог ДРКБ Людмила Никонова. – «Личность формируется с детства, и к подростковому возрасту молодые люди уже имеют свои убеждения и идеалы, которые создаются, в первую очередь, под влиянием семьи и близких людей. Одно дело, когда авторитет для подростка - спортсмен, актер или другой положительный герой. И другое дело, когда им является личность асоциальная. Безусловно, подростки будут стараться копировать манеры, поведение, внешность и другие особенности своего кумира, будут подражать его действиям, будут стараться думать, как он».

И то, что сериал «Слово пацана» может подталкивать подростков к созданию группировок, можно предположить даже на основе определенных особенностей их психики и поведения. Так, в частности, по словам медицинского психолога ДРКБ Эльвиры Морозовой, для человека в этом возрасте характерны протест, подражание, компенсация, эмансипация, группирование и увлечение. Протест может выражаться в том числе и в прогулах, кражах, каких-то асоциальных действиях.

Реакция компенсации заключается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. По этой причине отстающие в учебе подростки иногда начинают хулиганить, чтобы завоевать авторитет среди одноклассников, говорит Морозова. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.

При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей. Кроме того, у подростков очень сильна реакция группирования, что является благодатной почвой для формирования различных асоциальных компаний в их среде.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ВСТУПАЮТ В ГРУППИРОВКИ

Причины, по которым подростки вступают в группировки, уже давно известны. Одной из задач подросткового возраста является принадлежность к группе сверстников, к группе "своих", говорит психолог ДРКБ Ольга Антонова. От решения этой задачи будет зависеть, как в дальнейшем у человека уже во взрослом возрасте будет получаться выстраивать отношения в социуме, общаться, выдерживать конкуренцию, сближаться и отталкиваться, быть, как все, и быть индивидуальным, пробовать себя в разных позициях с точки зрения иерархии и статуса и многое другое. Именно поэтому подростки ищут ту самую группу, в которой можно приобрести все необходимые навыки для дальнейшей взрослой жизни.

«К сожалению, не все подростки имеют в окружении достаточное количество сверстников, с которыми можно проводить время с интересом, встречаться оффлайн, общаться и быть увлечёнными одним общим делом (например, спортом, секциями, кружками). Не всегда бывают дружеские отношения в классе. Да и как вообще можно дружить, если свободное время буквально тает в интернете, а это ещё одна огромная проблема, "болезнь нашего цифрового времени". А если ещё и с родителями конфликтные отношения, мало точек соприкосновения, то накопившийся дефицит любви, заботы и понимания буквально " толкает" подростков искать тех, кто их примет, не будет оценивать и учить, и стремиться туда, где можно занять хоть какое-то место, быть увиденным и услышанным, просто проводить время», - говорит Антонова. – «И если речь идёт о группировке, то поначалу так и происходит. Подростку просто не хватает опыта и критики понять, что все обещания мнимых благ (пообещать могут и статус, и власть, и защиту, и опеку, и даже материальную поддержку,) оборачиваются зачастую ещё более серьёзными проблемами».

По словам психолога ДРКБ Ларисы Богатовой, на то, что ребенок вступил в группировку, указывают следующие признаки:

- Подросток отказывается от семейных ценностей и связей, от прежних идеалов и авторитетов. Подражает новым приятелям, чьи действия и предпочтения противоречат былым идеалам.

- Меняется внешность подростка: цвет и форма одежды (чаще предпочитается черный цвет), цвет волос, причёска.

- У подростка появляются новые манеры, запах, слова, выражения, привычки.

- Подросток начинает слушать другую музыку, читать другие книги или печатные издания.

- Увеличивается время общения в соцсетях, которое происходит чаще всего за закрытыми дверями комнаты, чтобы родители не видели и не слышали содержания разговоров.

- Появляются новые негативные ценности, определяющие принадлежность к антиобщественному поведению.

- Создаётся впечатление, что ребёнок живет мыслями других людей, пропагандирующих нормы и правила поведения, направленные на разрушение семейных связей, прежнего жизненного уклада через подмену чуждых смыслов и ценностей.

- Подросток все чаще пропускает учебные занятия, забрасывает учебу.

- Родители могут наблюдать следы насилия на теле ребенка (кровоподтеки, раны, ушибы и т.д.).

- Подросток расстаётся с прежним дружеским окружением.

- Скрытность. Ребенок не рассказывает родителям о номерах телефонов, домашних адресах и именах своих новых знакомых для исключения обратной связи. Он исчезает из дома на неопределённое время и не обговаривает час возвращения домой и место своего нахождения, агрессивно реагируя на родительские уточняющие вопросы по существу.

КАК БОРОТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЕМ ФИЛЬМОВ НА ДЕТЕЙ

Таким образом, как видим, у подростка и так очень высок риск попасть в какую-то асоциальную компанию. А уж после просмотра сериала «Слово пацана» он становится еще больше. Однако можно и нужно противостоять влиянию на детей и подростков таких фильмов.

«По мере взросления ребёнка на формирование его личности влияет окружающая социальная среда. Именно здесь очень важно отметить необходимость вырабатывать у подрастающего поколения «нравственный иммунитет». Когда у родителей и общества есть духовно-нравственное осмысление предназначения человека как Сотворца, Человека созидающего, тогда формируется отвращение к бездуховному, к безнравственному, к разрушающему саму суть человека, - говорит главный детский специалист по медицинской психологии Минздрава Татарстана Лилия Горохова.

Для того чтобы уберечь ребенка от вступления в группировки, психологи рекомендуют налаживать с ним эмоциональный контакт, полностью и безоговорочно принимать его, не критиковать его, давать ему максимум любви и уделять много внимания общению с ним.

«Проводите с ним конструктивное время по его интересам, делитесь своими переживаниями и чувствами, объясняйте, почему вы говорите или делаете те или иные вещи. Вместе с ребенком изучайте его характер, его настроения и чувства», - советует психолог ДРКБ Лия Бодрова. – «Обсудите с ним его увлечения и идеалы, темы любви, дружбы, самореализации, способы борьбы со стрессом, трудностями, болью, грустью, злостью, агрессией и так далее. Развивайте в ребенке критическое мышление. Напитайте его нравственно-духовными ориентирами и ценностями, вместе выстраивая понимание, кто он, какой он, что ему нравится, а что нет».