«В Германии больше возможности самому выбрать какие-то дисциплины»: врач из Европы рассказала об отличиях образования за рубежом
17 ноября отмечается международный день студентов. Учеба в разных странах сильно отличается. Так, например, для нас, россиян, очень непривычно, что где-то за рубежом в государственных вузах высшее образование дается бесплатно. Однако в некоторых странах оно, наоборот, стоит бешеных денег, и там многие берут кредит, чтобы его получить, и выплачивают его после окончания вуза.
Есть и масса других отличий. Они касаются не только непосредственно обучения в вузах, но и дальнейшего трудоустройства выпускников, а также получения ученых степеней. Так, например, в Европе нет ученой степени кандидата наук: там сразу становятся докторами наук.
О том, чем отличается система медицинского образования в Швейцарии, мы поговорили с врачом-хирургом, доктором медицинских наук Ольгой Чивильгиной. Она окончила МГМУ имени Сеченова, отучилась там в ординатуре. Параллельно Ольга тогда занялась написанием диссертации в Европе. Затем она перебралась туда насовсем. В декабре 2022 года Ольга получила степень доктора наук. Она работает хирургом в одной из швейцарских больниц.
ОТЛИЧИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ И ШВЕЙЦАРИИ
По словам Ольги, у медицинского образования в Германии и Швейцарии очень много отличий от медицинского образования в России. Они заключаются в следующем:
1)Любое обучение на врача, в том числе и постдипломное, дается на безвозмездной основе.
Единственно что – периодически проходят сборы денег, которые обязательны для всех студентов.
«Конечно, есть какие-то университетские программы, за которые нужно платить», - рассказала Ольга. – «Такие, как например, MBA (master of business administration) - обучение на руководителей и управленцев. И, кстати, бывают даже врачи, которые проходят MBA. Но я знаю мало таких врачей.
Есть частные университеты, где есть платные программы. Зачастую с помощью таких программ люди получают экономические специальности, которые считаются здесь суперкрутыми. Но я не училась на финансиста, поэтому плохо в этом разбираюсь. А что касается образовательных программ для обучения на врача, они все проводятся в государственных вузах и бесплатны».
Однако, по словам собеседницы издания, поступить в медицинские университеты Германии и Швейцарии не так-то просто. Многие местные жители, кому это не удается, едут учиться в другие страны. А для тех, кто не является гражданином Германии и Швейцарии, попасть в медицинские вузы этих стран затруднительно.
2) Стипендии не даются студентам в обязательном порядке, как в России.
Однако здесь есть индивидуальные стипендии, которые они могут получать за какие-либо достижения в учебе. И такие выплаты в Германии и Швейцарии более распространены, чем в России.
3) Иногородним студентам не предоставляется общежитие.
4) Обучение на некоторые специальности проходит не с 1 курса, как в российских медицинских вузах, а только после получения диплома. По этой причине, например, в Европе являются недействительными дипломы выпускников педиатрических факультетов нашей страны – там разделение на взрослых и детских врачей идет только после окончания вуза.
5) В соответствии с болонской системой образования обучение на врача разделено на 2 ступени: бакалавриат и магистратура.
Однако по факту это просто формальность. Образование бакалавра не дает возможности устроиться ни врачом, ни даже медсестрой.
6) Неполное высшее медицинское образование не позволяет работать в качестве медсестры или медбрата.
В России студенты, отучившиеся не менее 3 лет по направлениям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» и «Стоматология», после сдачи специального экзамена могут устроиться на должности медицинской сестры, фельдшера скорой помощи, а также медрегистратора. В Германии и Швейцарии такого нет.
«Должности фельдшера у нас вообще нет. А сестринское образование здесь вынесено на новый уровень. Медсестры в Германии и Швейцарии очень квалифицированные. Они могут делать многое из того, что не делают медсестры в России», - поделилась Ольга. – «Например, есть даже такие медсестры, которые делают обход вместо врачей. Конечно, они имеют право назначать не все препараты. Тем не менее, они могут самостоятельно (без указки врача) назначать некоторые из них и даже выписывать рецепты на них, самостоятельно назначать какие-то процедуры. А есть и такие процедуры, которые у нас, наоборот, вместо медсестер делают врачи. Например, в Германии внутривенные катетеры ставят в основном врачи, а у нас многие врачи даже не знают, как это делать».
7) Вместо ординатуры – резидентура.
В Европе, в частности, в таких странах, как Германия и Швейцария, совершенно иначе устроена система постдипломного медицинского образования. В России после получения диплома многие выпускники продолжают обучение в ординатуре. Она представляет собой обучение на какого-то узкого специалиста, которое ведется в вузе и за которое дают стипендию. В Европе после получения диплома выпускники проходят резидентуру. В отличие, от ординатуры, она предполагает трудоустройство, полноценную зарплату и обучение не при вузе, а при медучреждении, а также занимает больше времени. Так, например, в то время как в ординатуре обучаются примерно 2 года, в резидентуре по специальности «терапия» нужно учиться 5 лет, а по специальности «хирургия» - вообще лет 8 – 10. Резиденты считаются младшими врачами. Их обучают старшие врачи в больнице. На образовательный процесс в резидентуре отводится примерно 3 – 4 часа в неделю.
По словам Чивильгиной, то, что резидентам дается полноценная зарплата, – безусловное преимущество постдипломного медицинского образования в Европе.
«Конечно, ординатору всегда можно найти способ получить больше денег, если брать какие-то дополнительные дежурства. Но это уже какие-то индивидуальные решения. А в целом ординатура - такая ступень, когда ты вроде бы врач, но получаешь только стипендию. Когда я рассказываю об этом в Швейцарии, люди меня вообще не сразу понимают», - отмечает врач.
И еще одно преимущество резидентуры заключается в том, что она автоматически обеспечивает выпускникам трудоустройство, в то время как при ординатуре нет такой гарантии.
«При некоторых узких специальностях в России это очень большая проблема», - рассказала Ольга. – «Конечно, если ты терапевт или кардиолог, ты везде найдешь работу, а если нейрохирург – не факт. Иногда количество выпускаемых специалистов превышает потребность в них».
Вместе с тем, молодым специалистам в Германии и Швейцарии иногда сразу сложно получить именно ту вакансию, которую они хотят.
«Есть такие вакансии, на которые легко попасть, а есть и такие, на которые у тебя практически нет шансов пробиться без связей. Или же человеку нужно вначале получить определенный опыт, чтобы устроиться туда, куда он хочет. Так, например, я знаю много людей, которые, для того чтобы стать пластическими хирургами, много лет проработали в общей хирургии», - говорит Чивильгина.
Еще одно отличие резидентуры от ординатуры заключается в том, что в ней поменьше учебной нагрузки.
«Здесь тебе не нужно сдавать так много экзаменов, в ординатуре, посещать какие-то теоретические курсы. И через 5 или 10 лет ты сдаешь только один экзамен по своей специальности», - рассказывает врач.
8) Вместо кандидата наук – сразу доктор наук
Аналогом аспирантуры в Европе является программа PHD. Степень PHD равнозначна степени доктора наук в России. Таким образом, здесь молодой специалист может сразу стать доктором наук, минуя написание кандидатской. При этом в действительности PHD не идентична ни российской кандидатской, ни российской докторской, отмечает Чивильгина. Кроме того, по словам, написание такой работы - процесс очень сложный, требующий много времени.
«PHD делается, как минимум, 3 года. Но я знаю очень мало людей, которые уложились в этот срок. У меня самой написание PHD заняло 4 года», - рассказала собеседница издания. – «И среди врачей вообще мало тех, кто имеет такую степень, потому что не каждый человек хочет 3 года подряд заниматься исследованиями. PHD – это программа, которая подразумевает собой какие-то практические клинические или лабораторные исследования. Она тоже считается работой и оплачивается. В разных университетах и странах требования к PHD различаются».
Как и в аспирантуре, в PHD нужно набрать определенное количество баллов, посетить определенные курсы. Однако разница между ними заключается в том, что при PHD докторанты зачастую выбирают программу самостоятельно. И в этом плане, конечно, российская аспирантура имеет преимущество перед PHD.
«В Германии и Швейцарии и в университетах больше возможности самому выбрать какие-то дисциплины и часы. И у докторантов больше возможности для того, чтобы самостоятельно выбрать какие-то курсы», - говорит Ольга. – «А такого, что нужно обязательно посещать философию и дисциплину, по которой проводится исследование, здесь нет. В аспирантуре более фиксированный график. Там нужно посещать философию, предметы, по которым проходит аспирантура, и еще некоторые дисциплины (точно не помню, какие). Кому-то удобнее ходить на заранее подготовленные курсы. Кому-то удобнее самому их выбирать. Во всем есть свои плюсы и минусы. В России медицинские университеты сделали очень хорошую работу в том, что есть стандартизация учебных дисциплин, навыков, которые должен получить аспирант. А здесь если ты запишешься на какой-то курс – с одной стороны, это твой собственный выбор, а с другой стороны, ты не знаешь, насколько он тебе понравится или насколько он тебе пригодится в дальнейшем».
МЕДИЦИНА В РОССИИ И ЕВРОПЕ
В Европе врачи так же, как и в России, периодически проходят аккредитацию, для которой им нужно определенное количество баллов, начисляемых за прохождение различных образовательных программ (например, конференции и т.д.). Однако в целом, по словам Чивильгиной, европейская медицина очень сильно отличается от российской.
«Мне сложно разговаривать с кем-то, кто работает врачом в России, про систему оказания медицинской помощи и медицинское образование в Германии и Швейцарии. Потому что они очень сильно отличаются», - говорит Ольга. – «Здесь и резидентура длится дольше. И к ней есть определенные требования. Например, в России, чтобы стать хирургом, достаточно просто окончить ординатуру, 2 года проработать в хирургическом отделении и брать дежурства. А в Германии и Швейцарии для этого нужно полгода проработать в приемном отделении как хирург, какое-то количество лет проработать в стационаре, уметь делать ультразвук, уметь делать разный спектр операций. Если у нас кто-то учится на общего хирурга, он должен уметь делать не только операции на аппендицит, но и операции из области травматологии. Чтобы стать врачом-терапевтом, нужно определенное количество месяцев проработать на интенсивной терапии, в приемном отделении, в амбулаторном звене».