Умер физик Марри Гелл-Манн, который нашел порядок в хаосе элементарных частиц

Santa Fe Institute
На 90-м году жизни скончался выдающийся американский физик-теоретик, нобелевский лауреат Марри Гелл-Манн. Печальную новость подтвердил Институт Санта-Фе, сооснователем которого был ученый. Его работы легли в основу современной картины микромира и изменили физику навсегда.
Блестящая карьера Гелл-Манна началась стремительно. Уже в 1950-х, вскоре после защиты докторской диссертации, он ввел ключевое понятие «странность» — квантовое число, объяснившее загадочное поведение некоторых частиц.
Но его главный прорыв случился в 1961 году. Ученый предложил «Восьмеричный путь» — элегантную систему классификации адронов (к которым относятся протоны и нейтроны). Эта система не только навела порядок в зоопарке частиц, но и позволила предсказать существование новых.
Следующий шаг был гениальным. Гелл-Манн предположил, что все адроны состоят из более фундаментальных частиц, которые он с юмором назвал «кварками», позаимствовав термин из романа Джеймса Джойса. Это предсказание, казавшеесяфантастическим, было блестяще подтверждено экспериментами. В 1969 году Марри Гелл-Манн получил Нобелевскую премию по физике «за вклад и открытия в классификации элементарных частиц и их взаимодействий».
Наследие, которое переживет века
Кварковая модель, созданная Гелл-Манном, стала краеугольным камнем Стандартной модели физики частиц.
На её основе была построена квантовая хромодинамика — теория сильного взаимодействия, скрепляющего ядра атомов.
Предсказанные им кварки сегодня — основа основ. Эксперименты подтвердили не только простые комбинации (как в протоне), но и экзотические — тетракварки и пентакварки.
Гелл-Манн не замыкался в физике. Его интеллектуальные интересы были безграничны:
Он был иностранным членом Российской академии наук.
Активно занимался вопросами экологии и защиты дикой природы, входил в правление влиятельного Общества охраны дикой природы.
Увлекался лингвистикой, изучая происхождение и эволюцию языков, и даже инициировал соответствующую исследовательскую программу в Институте Санта-Фе.
Уход Марри Гелл-Манна — это потеря для всего научного мира. Он был одним из тех титанов, чьи идеи определили наше понимание фундаментального устройства Вселенной.


