Ученые назвали самый опасный карстовый участок в Архангельской области
В Архангельской области специалисты впервые приступили к полномасштабному сейсмическому изучению пещер — и уже определили наиболее нестабильный участок карстовых пород. Речь идёт об участке площадью около 0,5 квадратного километра, расположенном в Пинежском округе, в пределах пещерной системы Кулогорская — Троя. Исследования проводятся Федеральным исследовательским центром комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова.
Карстовые образования — это нестабильные природные структуры, которые занимают около четверти территории Архангельской области. Они подвержены обвалам, образованию воронок и другим процессам, которые могут представлять опасность для населения. Поэтому ключевая задача проекта — определить зоны риска и предотвратить возможные последствия.
Сейсмологи применяют комплексный подход, включая активные и пассивные методы: сейсморазведку, георадар и временной мониторинг. Например, на участке создаются искусственные ударные волны — даже при помощи кувалды — а распространение этих колебаний фиксируют датчики. Это позволяет исследовать строение пород на глубину до 100 метров и выявлять слабые участки, которые могут обрушиться.
При этом важно учитывать ограничения методов: георадар, как поясняют учёные, не всегда позволяет "заглянуть" глубоко из-за глинистых прослоек. Поэтому учёные сопоставляют данные сразу из нескольких источников. Такой подход уже позволил выявить активные зоны трещиноватости, а также признаки формирования новых воронок.
Сейсмическое оборудование, установленное в одной из пещер ещё в марте, продолжает мониторинг активности. По словам заведующей лабораторией сейсмологии Галины Антоновской, это помогает не только фиксировать текущее состояние карста, но и прогнозировать его поведение.
Научная работа имеет большое значение для безопасности жителей Пинежского округа. Некоторые населённые пункты находятся в непосредственной близости от активных карстовых зон. Поэтому своевременное выявление рисков — залог сохранения инфраструктуры и жизни людей.