"Полгода с начала специальной военной операции": как поменялась жизнь в Ульяновске за последние 6 месяцев

Совсем недавно, 24 августа, было ровно полгода с того момента как жизнь россиян заметно изменилась - президентом было объявлено начало специальной военной операции, которая проводится на Украине по сей день. Тогда многие впали в ступор, будто застыли, так как не знали, что будет дальше - чего ждать. Спустя несколько недель все жители России ощутили на себе влияние происходящего - в страну стали приходить санкции. Постепенно прекращали работу магазины в разных городах, а затем отменили и доставку по России некоторые онлайн-сервисы. Закрылась известная точка фастфуда «Макдональдс», стала невозможной оплата с помощь Аpple- и GooglePay.

Для многих такие резкие изменения и общая атмосфера напряжения не только в стране, но и в мире в целом, сказались на моральном состоянии. Сервисы поддержки стали как никогда полезны, многие платформы запускали бесплатные программы на тему «как справиться со стрессом». Для кого-то это время стало временем настоящих перемен. Кто-то сильно устал, а кто-то не сильно и заметил, что в стране что-либо изменилось. Некоторые стали мониторить новости каждый день, а некоторые так устали, что перестали их читать вовсе.

Мы пообщались с представителями разных поколений, чтобы узнать, что поменялось в их жизни за эти полгода - с чем им приходиться мириться по сей день, а что из всего случившегося совсем не отразилось на их жизни, несмотря на, казалось бы, значимость события. Как оказалось, несмотря на возраст и мировоззрение, проблемы у всех людей примерно одинаковые и беспокойства очень даже схожи между собой.

Мы поговорили с 18-летней девушкой, Анастасией Волониной, она отметила, что за последние полгода в ее жизни все-таки произошли изменения, которые невозможно оставить без внимания:

- Самое заметное, наверное, увеличение цен даже на товары первой необходимости - это действительно чувствуется, как они выросли. Помимо этого, теперь приходится постоянно с собой карточку таскать, лично меня это напрягает. Раньше можно было просто оплатить телефоном, ничего дополнительного не нужно было с собой носить.

Помимо этого практически невозможно оплатить что-либо в интернете из-за санкций. Приходится делать все обходными путями. А также многие интернет-магазины перестали доставлять свои товары в Россию. В конце концов, и закрытие любимых магазинов в городе тоже немного ударило.

Конечно же, как представительницу молодого поколения, Анастасию не может не беспокоить и будущее страны, в которой она живет, ведь именно здесь ей строить свою жизнь:

- Определенно за это время появился страх за будущее, какое-то незнание, что делать дальше… А еще тот факт, что нас исключили из болонской системы... Стало как-то страшно за будущее образования в нашей стране, кто знает, что поменяется, что будет - хуже или лучше, пока неизвестно.

Ее сестра, Ольга Волонина, который на данный момент 27 лет, рассказала нам о своих чувствах от происходящего в стране. Девушка считает, что наблюдать за ситуацией уже стало надоедать, мониторинг новостей не приводит ни к чему хорошему, поэтому она отказалась от него:

- Я не слежу за ситуацией, не читаю новости. Я просто продолжила заниматься своими делами. На текущий момент, учитывая, что уже давно не вводилось серьезных санкций, эта ситуация в общем никак и не влияет на мою жизнь. Но по началу, первые три месяца, когда началась волна негативного отношения к нашей стране, очень тяжело было.

Конечно же, девушка не смогла не затронуть и тему закрытых магазинов. Правда, ее больше волнует не одежда, а мебель, ведь не так давно о полном уходе из России заявила IKEA. Отметила она и неудобства оплаты, которые коснулись всех, кто не привык носить с собой банковские карты:

- На данный момент я могу сказать, что больше всего я страдаю без ApplePay и без IKEA. Я действительно искренне сожалею о том, что закрылась IKEA. Я так понимаю, что даже если все будет хорошо в будущем, ей в общем то и незачем будет сюда возвращаться.

Очень не нравится мне, что Apple- и GooglePay отменили. И при этом только в одном магазине, который возле моего дома, можно расплатиться по QR-коду. Ни в пятерочке, ни в магните, такой функции я не встречала - чтобы отсканироваться QR и расплатиться. Это, конечно, тоже больше действий, чем при ApplePay, но хотя бы карту можно не носить с собой.

Ольга не смогла обойти и цену повышения цен.

- Еще одна вещь, которая напрямую связана с этой ситуацией, на мой взгляд, и повлияла на мою жизнь - цены. У нас вроде бы наблюдает политика "неповышения цен", хотя бы на продукты первой необходимости, питания, одежду. Но, при этом, про продукты питания точно могу сказать, во-первых, повысилась цена. И несмотря на то, что есть продукты, на которые цена не сильно увеличилась, однако, когда ты берешь продукты, которые брал и год назад, качество продуктов такое, что невозможно есть. Поэтому приходится брать более дорогие товары. Они на 50-70% дороже! Естественно, эконом-сегмент продуктов питания, среди которых раньше можно было что-то выбрать, сейчас действительно стал нищим и это покупать невозможно.

Еще цены на кофе! Это что-то заоблачное, это кошмар. Почему вообще кофе так дорого стоит? Я люблю кофе, он всегда есть у нас в доме - молотый, заварной, растворимый я раньше тоже покупала. Сейчас я перестала растворимый брать, потому что тот, который можно купить за 300-350 рублей - пить невозможно. А тот, который хороший, стоит от 600...

В отличие от младшего поколения, Ольге уже не так важны закрытия магазинов одежды, единственное, о чем она действительно переживает - это IKEA, о которой она уже упомянула выше:

- Наверное, это основные моменты. Остальные мелочи - закрытие масс-маркета H&M, ZARA, что там еще было, я в эти магазины и раньше не ходила. Поэтому не особенно расстроилась. Единственное - очень жаль все-таки, что закрылась IKEA, по ней я действительно скучаю. Мне не хватает их тапочек, и вообще я не знаю теперь, где покупать мебель. Я просто не знаю в России ни одного магазина, который бы делал настолько качественную и доступную мебель. Ну и, конечно, атмосфера магазина, она мне тоже нравилась.

Местная жительница, 54-летняя Ольга Модестова - мама двоих взрослых детей и бабушка маленьких внучек - тоже с удовльствием рассказал про то, что поменялось лично в ее жизни за прошедшие шесть месяцев. Как выяснилось в результате нашей беседы, все вновь упирается в повышение цен. Однако, как у матери, у нее есть и другие опасения, которые тревожат ее даже больше, чем продукты и деньги:

- За эти полгода действительно сильно увеличились цены. Уровень жизни из-за этого, конечно, заметно упал. Раньше у нас была возможность с одной зарплаты купить себе бытовую технику. Сейчас такое позволить себе уже невозможно, конечно. Также можно заметить, что ухудшилось и питание. Продукты заметно подорожали, сильно широко не разойдешься, какие-то продукты стали покупать реже, а какие-то покупаем те, что подешевле.

Моральное состояние тоже определенно ухудшилось. Я переживаю за мальчишек, которые находятся на специальной-военной операции и погибают, очень жаль их. Помимо этого, как мама, я, конечно же, волнуюсь о том, что объявят мобилизацию - мало ли что. У меня сыну 30 лет, очень страшно, что его заберут, что-нибудь с ним случится. Это самое страшное для меня.

Последняя, с кем мы пообщались - 78-летняя Татьяна Каменщикова. Она также является мамой, бабушкой и уже прабабушкой, в связи с чем ее переживания отличаются от того, что могли сказать представители младших поколений. Но, несмотря на это, жизнь у Татьяны практически не поменялась:

- Я не могу сказать, что моя жизнь очень сильно изменилась. Скорее, поменялось эмоциональное состояние. А именно внешне все осталось примерно также. Конечно, я определенно слышу о подорожании цен на продукты. Если иногда захожу в магазин, то и вижу, что подорожало что-то. Но в основном в магазин ходит моя дочь, закупает все необходимое, поэтому здесь для меня не поменялось ничего. Просто знаю, что цены выросли, на этом все. Про телефону часто слышу, от внуков особенно. Но у меня все необходимые функции в телефоне сохранились. Я даже не знаю, что там у них исчезло, на мне это тоже мало отразилось. Про те магазины, которые закрылись - в них я вовсе не ходила, мне незачем.

Мы пообщались с представителям разных поколений, от 18 и до 78 лет, которые рассказали нам о том, что же изменилось в их жизни за прошедшие полгода специальной военной операции. Как нам удалось выяснить, несмотря на возраст, проблемы, о которых они рассказывали, примерно схожу.

Можно с уверенностью сказать, что каждый заметил, как увеличились цены на продукты питания. Однако общее состояние таково, что серьезно жизнь людей не поменялась.