"Давай наймем репетитора": стоит ли ульяновским родителям нагружать детей до школы

В последнее время стало модно обучать детей иностранным языкам, музыке и другому с 3-летнего, а то и 2-летнего возраста. С одной стороны, считается, что чем раньше начать заниматься с ребенком чем-либо, тем лучше он будет усваивать информацию. Но, с другой стороны, не создает ли такое обучение чрезмерную нагрузку на неокрепшую детскую психику? Об этом мы поговорили с детским педагогом-психологом, дефектологом Мариной Карелиной.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ДО 3 ЛЕТ

По словам эксперта, в раннем возрасте у детей действительно повышена способность к обучению. Однако через какое-то время происходит спад.

«До 3 лет у детей такой период, когда они очень хорошо впитывают новую информацию и быстрее обучаются. Но к 5 годам происходит эффект затухания. И навыки, которые ребенок получил до 3 лет, выравниваются до степени развития тех его сверстников, которых не обучали чему-то специально», - говорит Марина Карелина.

С детьми до 3 лет нужно заниматься крупной моторикой. Это любые движения телом, координация, баланс, умение бросать и ловить мяч и т.д. Однако в последнее время в воспитании детей произошло значительное искажение понятия развития детей до 3 лет, отмечает психолог. Теперь этот возраст для чего только не используют, вплоть до обучения иностранным языкам…Между тем, некоторые навыки рекомендуется развивать у ребенка не раньше определенного возраста, иначе это может быть ему во вред.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

«Математику, чтение, письмо до определенного возраста вообще не нужно трогать», - рекомендует Карелина. – «Можно только подготавливать ребенка к письму: например, подготавливать руку, развивать мелкую моторику. Но самому этому занятию не стоит обучать ребенка до 6,5 лет. Потому что зона мозга, которая у нас отвечает за развитие навыков письма, до 6,5 лет еще не сформирована. И если ребенок начнет им заниматься раньше времени, у него потом может быть дисграфия (частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки – прим.ред.) и дислексия (нарушение навыков чтения)».

В целом же, понемногу готовить детей к школе можно уже с 5 лет: приступать к обучению чтению и счету, готовить руку к письму. Однако занятия должны проходить исключительно в игровой форме.

БАЛЕТ, ГИМНАСТИКА, ЯЗЫКИ

А вот на художественную гимнастику или балет детей можно водить уже с 3 – 4 лет. Физическое развитие всегда идет им на пользу. Однако, прежде чем отдавать ребенка на балет или гимнастику, нужно убедиться, что у него нет медицинских противопоказаний к ним. Кроме того, важно, чтобы это ему нравилось.
А вообще физическое развитие ребенка – очень широкое понятие. К нему относятся не только занятия спортивной направленности, такие как балет и гимнастика.

«Физическую нагрузку нужно давать ребенку с самого рождения. Поплавать с ним в ванне, поползать с ним, подвигать ему ручки. Это все тоже относится к физическому развитию ребенка», - рассказала психолог.

Что же касается изучения иностранных языков, здесь все индивидуально. К этому нужно приступать только после того, как малыш овладеет навыками речи на родном языке.

«Начинать обучение ребенка иностранному языку можно тогда, когда уже хорошо поставлена родная речь и нет проблем с произношением слов на ней», - говорит Карелина. – «В тех случаях, когда родители начинают заниматься с детьми вторым языком слишком рано, например, с года, им иногда бывает сложно переключаться с одного языка на другой. Кроме того, если ребенка, который путает слова на родном языке, нагружать еще изучением иностранного языка, у него будет очень страдать родная речь и на ее исправление понадобится очень много времени».

Однако такие рекомендации справедливы именно в том случае, если второй язык является иностранным. А если на нем говорит один из родителей, как правило, он не становится «камнем преткновения» в становлении речи детей.

«У меня был такой случай, когда мама ребенка русская, папа – испанец, а дома они еще говорят и на английском. И этот ребенок вообще без проблем переключался с одного языка на другой. То есть, дети легко усваивают два языка параллельно, если они присутствуют в повседневной жизни родителей», - пояснила психолог. – «Потому что в такой ситуации ребенок с самого рождения слышит речь на разных языках, подкрепленную эмоциями. А в младенчестве ведущей деятельностью является именно эмоциональная. Поэтому у ребенка речь родителей сразу хорошо закрепляется».

И конечно же, начинать обучение детей иностранным языкам можно только в том случае, если у них нет никаких проблем с памятью, вниманием, мышлением.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Говоря о развитии ребенка, стоит отметить, что оно должно быть разносторонним и обязательно включать в себя физическое, интеллектуальное и творческое развитие. Кроме того, важно обучать его с учетом так называемой ведущей деятельности, которая характерна для определенного возраста. У детей до 3 лет – это эмоциональная деятельность, у детей с 3 до 7 лет – игровая деятельность.

«Например, как правильно развивать у маленького ребенка восприятие музыки? Одно дело, если мы включаем ему разные песенки, танцуем вместе с ним под них. А другое дело, если мы заставляем его играть на скрипке. Это совершенно разные подходы. И, если мы не учитываем ведущую деятельность ребенка, и, например, в 4 года, когда она у него игровая, заставляем его играть на скрипке, такое обучение уже становится нагрузкой для психики. В 3 – 4 года тоже можно давать детям какие-то навыки в разных областях, но это нужно делать через особый подход», - отмечает Карелина.