Дымчатые мангабеи съели огненноногих белок и заразились оспой обезьян

pxhere.com
Вирусологи описали редкий случай прямой передачи вируса оспы обезьян от белки к приматам. Междисциплинарная группа под руководством Фабиана Лендертца из Центра Гельмгольца установила, что причиной вспышки инфекции среди дымчатых мангабеев в национальном парке Таи (Кот-д’Ивуар) стали огненноногие белки, на которых обезьяны охотятся и которых поедают. Исследование опубликовано в журнале Nature.
В январе 2023 года у детенышей мангабеев появились характерные красные пятна на голове и теле, потеря аппетита и вялость. К марту четверо погибли, еще у 20 особей диагностировали легкую форму инфекции. При обследовании территории ученые обнаружили в трех километрах от группы мертвую огненноногую белку с высокой вирусной нагрузкой во всех органах. Секвенирование генома показало: вирус у белки и у погибших мангабеев почти полностью идентичен.
Анализ долгосрочных поведенческих данных подтвердил, что мангабеи регулярно охотятся на этих белок — соответствующие видеозаписи датированы 2014 и 2025 годами. В образцах фекалий обезьян, собранных в начале вспышки, методом метабаркодирования одновременно нашли ДНК огненноногих белок и ДНК вируса оспы обезьян.
Ученые пришли к выводу, что именно охота на инфицированных белок стала причиной заражения мангабеев. Это открытие важно для эпидемиологического надзора: ранее считалось, что основными переносчиками вируса являются мелкие грызуны, однако теперь в список природных резервуаров необходимо включить и огненноногих белок. Исследование опубликовано в журнале Nature.
Данные геномного эпиднадзора из Демократической Республики Конго, Республики Конго, Нигерии и Камеруна показывают, что за распространение вируса оспы обезьян среди людей в основном ответственны множественные независимые зоонозные переносчики. Выявление конкретных видов животных-резервуаров позволяет снизить риск будущих вспышек.
В сентябре 2025 года Всемирная организация здравоохранения перестала считать оспу обезьян чрезвычайной ситуацией международного значения, однако необходимость в мониторинге природных очагов сохраняется.

