Банк «Открытие»: продажи популярных кроссоверов падали в апреле значительно быстрее рынка

17.05.2024, 11:35 , Служба новостей

В мае сегмент может сжаться еще на 8-10%

Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали продажи популярных кроссоверов в апреле 2024 года. В отличие от всего рынка, сжавшегося относительно марта незначительно (в пределах 7%), нашлось два десятка популярных крососоверов, продажи которых падали двузначными темпами. Особенно удивительно видеть в этом списке не столько автомобили Li Xiang (-36-41% за месяц), доставленные исключительно по каналам параллельного импорта, сколько машины, завозимые официальными дистрибьюторами. Среди них - Voyah Free (-40% за месяц), GAC GS8 (-39%) и Chery Tiggo 7 Pro (-31%). Столь резкое падение реальных объемов бизнеса в апреле было обусловлено в том числе перенасыщением рынка дорогим товаром, наличием «желтых» машин на складах по итогам 1 квартала и рядом прочих факторов.

Дефицит новых автомобилей на российском рынке закончился еще в конце прошлого года, а заполненные склады дилеров стали поражать разнообразием товара. Среди кроссоверов, в самом популярном сегменте авторитейла, оно стало особенно заметно. Так, в марте 2024 года в преддверии ужесточения правил параллельного импорта из стран ЕАЭС, а также благодаря желанию дилеров получить квартальные бонусы, рынок показывал уверенный рост. Однако в апреле такого «допинга» у него уже не было. Рынок в легковом сегменте сжался до 135,6 тысячи сделок (-7% к марту), из которых более половины традиционно пришлось на кроссоверы.

При этом в авторитейле нашлось два десятка популярных моделей паркетников, продажи которых падали значительно сильнее рынка – двузначными темпами. И причины снижения объема бизнеса по целому ряду моделей были довольно специфическими.

Так, лидером в части отрицательной динамики оказались гибриды компании Li Xiang – модели L7 (1 066 а/м, - 41% к марту) и L9 (1 160 а/м, -35%). Вслед за удорожанием поставок по параллельному импорту продавцы этих машин поспешили увеличить цены, в том числе и на ввезенную ранее технику. Рынку это не понравилось.

Аналогичные результаты продаж продемонстрировала и Voyah Free (777 а/м, -40%). Немалая часть этих кроссоверов ввозится компанией «Моторинвест», и этот дистрибьютор не повышал цены в апреле. Однако весь «серый» импорт стал дороже. Дешевле 4 миллионов рублей новые Voyah уже не купить. То же самое справедливо в отношении большого вседорожника GAC GS8. Но эти машины заметно дорожали со сменой поколений, и желающих покупать их за 4,5-5 миллионов рублей стало гораздо меньше, чем когда они стоили почти на миллион дешевле.

Попавшие в топ-20 наиболее активно упавших в продажах вседорожники Lexus, Toyota и Kia не досчитались 35-37% покупателей. Из-за удорожания параллельного импорта они также потеряли привлекательность. Пока меньше половины из проданных Geely Monjaro пришлось на официальные каналы, но частный импорт по этой машине уходит в прошлое. Машины от дистрибьютора в среднем на 20% дороже «серых», результат апреля - 3,3 тысячи а/м, -36% к марту.

А вот апрельское падение продаж Changan, Chery, Exeed, Haval и Tank обусловлено в том числе «желтым» складом. Похоже, что немало сделок по этим машинам в марте состоялось лишь в отчетах дилеров.

Другие причины сжатия объемов бизнеса оказались у таких моделей, как «Москвич 3» (1,8 тысячи, -22%) и Geely Coolray (2,1 тысячи, -24%). Кассу первой модели в марте сделали кроссоверы 2023 года, продававшиеся со скидками до 690 тысяч рублей. В апреле прошлогодних машин у московского производителя почти не осталось. Кроме того, ежемесячно до 40-45% продаж марке обеспечивают юридические лица, которые нередко ведут закупки по квартальной схеме, и в апреле их было меньше. В свою очередь покупателей у обновленного Geely Coolray стал отбирать его родственник Belgee X50 (3 020 а/м, +10% к марту), который представляет из себя дорестайлинговую версию того же автомобиля, но продается почти на 400 тысяч дешевле.

Так или иначе, кроссоверы остаются самым популярным сегментом авторитейла. Однако именно этот факт приводит к тому, что изменения условий ведения бизнеса влияют на вседорожники заметнее всего. Именно поэтому в апреле можно было наблюдать падение продаж ряда популярных паркетников на 20-40%. Однако в целом во второй месяц весны этот сегмент сжался не столь драматично: было реализовано порядка 70,4 тысячи этих машин, на 11% меньше, чем в марте. В мае при сохранении тех же условий мы наверняка увидим дальнейшее сокращение продаж кроссоверов, завезенных по параллельному импорту, и тех брендов, по которым склады оказались избыточно заполнены. Однако в целом падение едва ли выйдет за рамки 8-10%. По большей части будет происходить перераспределение клиентов от менее выгодных в моменте моделей к более привлекательным в части цены.

Топ-20 популярных SUV по динамике падения продаж в апреле 2024 года

Марка

Апрель 2024 г

Март 2024 г

Апрель 2023 г

Апрель 2024 /

март 2024

1

Li Xiang L7

1066

1807

-

-41%

2

Voyah Free

777

1298

135

-40%

3

GAC GS8

1025

1686

20

-39%

4

Lexus RX

334

530

200

-37%

5

Geely Monjaro

3278

5144

620

-36%

6

Li Xiang L9

1160

1815

33

-36%

7

Toyota RAV4

327

510

390

-36%

8

Kia Seltos

293

449

255

-35%

9

Changan CS55

1946

2906

181

-33%

10

Chery Tiggo 7 Pro

878

1279

3071

-31%

11

Chery Tiggo 8 Pro Max

1096

1466

1058

-25%

12

Geely Coolray

2087

2746

4156

-24%

13

Exeed RX

1236

1619

-

-24%

14

Haval F7

1966

2560

902

-23%

15

Moskvich 3

1806

2315

463

-22%

16

Geely Tugella

1478

1890

1290

-22%

17

Changan Uni-K

1655

2049

113

-19%

18

Haval F7X

1367

1638

1297

-17%

19

Chery Tiggo 7 Pro Max

4402

5211

-

-16%

20

Tank 300

1336

1479

372

-10%

*данные регистраций от компании Автомаркетолог