В Ульяновске начал дешеветь бензин: сколько продлится радость автомобилистов
В течение последних двух недель в регионах Поволжья дешевеет топливо. Речь, конечно, не о десятках рублей, но изменения уже заметны глазу автомобилистов. Меж тем, еще в августе наблюдалась обратная картина. Бензин стремительно дорожал. О том, в чем причины снижения цен на топливо, мы поговорили с руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.
ПОЧЕМУ ПАДАЮТ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО
По мнению экономиста, топливо подешевело по следующим причинам:
1) После резонанса, который вызвали по всей стране публикации в СМИ о резком подорожании топлива, антимонопольный комитет вплотную занялся этим вопросом, что принесло свои плоды. А та ситуация с ростом цен на него, которую мы видели в августе, как предполагает Галямов, могла быть связана со сговором трех крупнейших производителей продукта – «Роснефти», «Лукойла» и «Газпрома». Возможно, тогда им нужно было повышение прибыли для каких-либо своих целей.
2) Удовлетворение отложенного спроса на топливо в стране.
Летом много российского топлива уходило за границу. Его экспорт выгоднее государству, потому что дает доходы в виде валюты. И при высоких объемах поставок продукта за границу в России его остается немного. А сокращение количества топлива, остающегося внутри страны, подталкивает производителей к повышению цен на него для поддержания рентабельности.
Осенью же под воздействием того самого общественного резонанса по поводу цен на бензин и дизельное топливо государство решило перекинуть часть продукта с экспорта на внутренний рынок, чтобы поддержать внутреннего производителя. К тому же, в стране по сравнению с летом увеличилась и сама выработка топлива, потому что на нефтеперерабатывающих заводах к осени закончились профилактические мероприятия по модернизации оборудования, которые всегда тормозят этот процесс.
«Повышение объемов экспорта топлива привело к тому, что внутри страны образовался отложенный спрос на него. И в результате его удовлетворения и государственного регулирования произошло снижение цен», - резюмировал Ирек Галямов.
ПОНИЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ
Впрочем, о значительном снижении цен на топливо пока говорить не приходится, подметил эксперт. Более того, иногда такое небольшое уменьшение стоимости продукта, наоборот, служит для того, чтобы немного замаскировать ее последующий рост.
«В экономике есть такая вещь, что цены вначале поднимают, затем немножко понижают, а затем снова поднимают и снова понижают. Но в конечном итоге они остаются повышенными. Например, подняли цены на 20 копеек и на 7 копеек понизили, а потом опять подняли на 20 копеек и понизили на 7 копеек. На такие уловки не надо попадаться. Надо сравнивать цены на бензин и дизельное топливо не с теми, которые были месяц назад, а с теми, которые были в начале года или год назад», - рассказал Галямов.
Кроме того, стоимость топлива на разных заправках зачастую сильно отличается.
Цены на бензин и дизельное топливо во многом будут зависеть от работы антимонопольного комитета, отмечает экономист. Впрочем, по его мнению, в целом государство не заинтересовано в их снижении, потому что ему выгоднее, чтобы люди больше пользовались общественным транспортом.
«В большинстве случаев обслуживанием машин занимается частный бизнес, а доходы от работы общественного транспорта, в частности, автобусов, троллейбусов и трамваев, идут в муниципальные бюджеты. Поэтому государство нацелено на то, чтобы за счет роста цен на бензин и дизельное топливо пересаживать людей на общественный транспорт», - считает собеседник издания.