«Теперь это закон, решено»: всем, у кого есть долги по ЖКХ, придется платить в 1,5 раза больше
Начало осени ознаменовалось введением в России новых норм, которые могут серьезно усложнить жизнь собственников жилья, имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг. О возможных последствиях этих изменений предупредили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Однако важно понимать, что данные правила носят федеральный характер, и, следовательно, касаются жителей всех регионов страны, сообщает PRIMPRESS.
Речь идет о поправках, внесенных в Налоговый кодекс РФ. Помимо введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, новое законодательство значительно увеличило размеры государственных пошлин за обращение в суд.
Как рассказали в "Парламентской газете", в случае удовлетворения иска, ответчик обязан возместить истцу расходы на уплату государственной пошлины. А организации, предоставляющие коммунальные услуги и управляющие компании, часто взыскивают задолженности по "коммуналке" в судебном порядке. Соответственно, помимо основного долга за потребленные ресурсы, должнику придется вернуть и судебные издержки, в которые входит и госпошлина.
В Министерстве ЖКХ Московской области привели конкретный пример: при задолженности в 354 тысячи 126 рублей, госпошлина составит более 13 тысяч рублей. И в случае проигрыша в суде, собственник будет обязан возместить истцу и эту дополнительную сумму.
Более того, существенно вырос и размер исполнительского сбора. Согласно новым правилам, он может достигать почти 32 тысяч рублей.
Таким образом, если ранее задолженность по "коммуналке" была сама по себе достаточным поводом для беспокойства собственника, то теперь к ней добавляются и весьма внушительные судебные издержки, которые могут стать настоящим финансовым ударом для плательщика.
Стоит отметить, что данные изменения затрагивают не только должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, но и всех граждан, вынужденных обращаться в суд за защитой своих прав. Увеличение государственных пошлин и сопутствующих сборов с одной стороны может снизить количество необоснованных или мелких исков, но с другой - способно существенно осложнить доступ к правосудию для рядовых россиян.
Возросшие финансовые риски, связанные с судебными разбирательствами, вполне могут стать сдерживающим фактором для многих граждан, которые, столкнувшись с различными нарушениями прав, будут вынуждены отказываться от отстаивания своих интересов в суде из-за невозможности оплатить все необходимые судебные издержки.
Стоит также отметить, что данные изменения в законодательстве вписываются в общий тренд на ужесточение мер по взысканию задолженностей за ЖКУ. Так, в последние годы был введен механизм списания средств с банковских счетов должников в безакцептном порядке, а также расширены основания для принудительного выселения граждан из жилых помещений.
Все эти новации, призванные дисциплинировать неплательщиков и снизить долговую нагрузку на ресурсоснабжающие компании, в итоге могут стать серьезным испытанием для многих россиян, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Особенно уязвимыми в данном контексте выглядят малообеспеченные слои населения, для которых даже относительно небольшие долги по "коммуналке" могут обернуться серьезными финансовыми проблемами.
Безусловно, государство заинтересовано в повышении платежной дисциплины граждан и минимизации объемов задолженностей за ЖКУ. Однако применяемые для этого меры, судя по всему, нередко идут вразрез с принципами социальной справедливости и доступности правосудия. И здесь важно найти баланс, который защитил бы интересы как добросовестных плательщиков, так и тех, кто по тем или иным объективным причинам испытывает сложности с оплатой "коммуналки".