Свиньи, птицы, мыши, кто дальше? Эксперты назвали животное, от которого к людям может перейти новый опасный вирус
По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, в мире высока вероятность появления нового высокопатогенного вируса гриппа, который образуется от гриппа птиц и будет передаваться человеку. Это острое вирусное заболевание, протекающее у человека с инфекционно-токсическим, желудочно-кишечным и респираторным синдромами.
Первый случай заражения человека вирусом гриппа птиц был зарегистрирован еще в 1997 году в Гонконге во время вспышки гриппа у домашней птицы. Тогда заболело 18 человек, 6 из которых умерли. К августу 2005 года зарегистрировано 112 случаев заболевания человека птичьим гриппом во Вьетнаме, Таиланде, Камбоде, Индонезии. Из них 64 окончились летальным исходом. Последняя смерть человека от птичьего гриппа была зафиксирована в 2014 году в Канаде. Случаи его передачи от человека к человеку пока не выявлялись.
Вместе с тем, вирусы животных, которые способны заражать людей, опасны тем, что могут вызывать пандемии. Так, например, предполагается, что вирус «испанки» (пандемии гриппа 1918 – 1920 годов), которая унесла жизни 40 – 50 миллионов человек, возник в результате рекомбинации вирусов гриппа птиц и человека. А пандемия коронавируса, согласно одной из версий, началась от вируса летучих мышей.
Есть ли вероятность появления нового высокопатогенного вируса гриппа, о котором говорили в Роспотребнадзоре? А если это действительно произойдет, сможет ли он вызвать такую же пандемию, какую в свое время вызвал ковид? Об этом мы поговорили с микробиологом, кандидатом биологических наук, доцентом КФУ Павлом Зеленихиным.
По словам эксперта, сам вирус птичьего гриппа от человеку к человеку передается плохо. Однако если какой-то человек заразится одновременно вирусами птичьего и человеческого гриппа, есть вероятность, что в его организме в результате рекомбинации образуется новый вариант вируса, который будет активно распространяться и среди людей. И этот новый рекомбинантный вариант может иметь заразность, сравнимую с человеческим вариантом, и при этом быть таким же высокопатогенным, как и вирус птичьего гриппа, отмечает Зеленихин. Однако по мере циркуляции среди людей он будет постепенно становиться менее опасным, но более заразным. Это типичная закономерность для всех вирусов.
«Такая же ситуация у нас произошла с ковидом», - пояснил Зеленихин. – «Его первые штаммы – уханьские, дельта-штамм - были достаточно сильно патогенными, то есть, вызывали повышенную смертность, серьезные осложнения. А их заразность была на уровне вируса гриппа, может быть, чуть-чуть больше. А последние варианты ковида стали малопатогенными для тех, кто не относится к группам риска, но при этом очень заразными. В этом направлении происходит эволюция вирусов. У гриппа происходит то же самое – изменение в сторону увеличения заразности, но снижения патогенности. Потому что лучше распространяются те вирусы, которые не укладывают своего носителя в кровать сразу же и надолго, а позволяют ему находиться в популяции потенциальных реципиентов, чтобы он их передавал своему окружению».
Впрочем, даже если новый высокопатогенный рекомбинантный вариант вируса гриппа действительно появится, еще не факт, что он вызовет эпидемию. Это может произойти только в том случае, если его заразность будет выше, чем у обычного гриппа, говорит Зеленихин.