Скоро будем ездить только на общественном транспорте: экономист объяснил, почему в Поволжье растут цены на такси

Скоро будем ездить только на общественном транспорте: экономист объяснил, почему в Поволжье растут цены на такси

Такси все дорожает и дорожает. В этом году стоимость поездки в нем достигла исторического максимума за последние 10 лет, составив в среднем 32,53 рубля за километр пути.

По данным Росстата, такси за этот период подорожало на 42 процента. Наиболее быстрый рост цен отмечается в последние несколько лет. Так, в июне этого года они поднялись еще на 4 % по сравнению с январем, в прошлом году за этот период - на 2,7 %. А участники рынка утверждают, что в 2023 году стоимость поездки выросла на четверть в целом по стране.

Почему такси стало таким дорогим? И как дальше поведут себя цены на него? Об этом мы поговорили с руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.

ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦЕНЫ НА ТАКСИ

Экономист отмечает, что, по его собственным наблюдениям, такси действительно значительно подорожало за последнее время.

«Нередко бывает так, что вроде бы агрегатор выставляет приемлемую цену за поездку, но по такой цене никто не берет заказ», - говорит собеседник издания. – «Условно говоря, первоначально агрегатор предлагает заказать такси эконом-класса за 127 рублей, но машин нет. И пока не согласишься на поездку за 200 или 300 рублей, автомобиль не получится найти».

По мнению Ирека Галямова, цены на такси растут в основном по 2 причинам:

1)Высокий спрос на такси за счет его популярности в молодежной среде.
«Молодежь привыкла передвигаться на такси», - говорит экономист. – «Личному транспорту они предпочитают такси и каршеринг. Раньше это было оптимально. Есть даже расчеты (по крайней мере, по тем ценам, которые были год назад – полтора года назад), показывающие, что такси было более-менее доступным. Но теперь другая ситуация, поскольку цены резко увеличились».

2) Повышение цен на автомобили, амортизацию, горючие и смазочные материалы, страховку.

3) Новые законы, затрагивающие работу такси.
Так, с 1 сентября этого года таксисты обязаны оформлять полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, а он стоит в 10–12 раз дороже обычного. Кроме того, компании вместе с водителями теперь будут нести ответственность за возмещение ущерба пассажирам, если его не покроет ОСАГО. Таксисты, которые оформлены как самозанятые или как индивидуальные предприниматели, будут обязаны проходить медосмотр и заполнять путевые листы перед сменой за свой счет.

А с 1 сентября 2024 года вступит в силу закон, обязывающий перевозчиков страховать пассажиров на сумму 2, 025 млн рублей. Такая страховка в 4 раза превышает нынешнюю страховку ОСАГО, которая предполагает компенсацию в 500 тысяч рублей в случае гибели человека. И хотя новый закон вступит в силу только через год, он уже мог повлиять на стоимость поездок.

Поэтому, как мы видим, рост цен на такси продиктован в том числе и необходимостью поддерживать рентабельность перевозчиков на прежнем уровне.

ПРОГНОЗЫ

По мнению экономиста, цены на такси в дальнейшем будут только расти, что в конечном итоге приведет к снижению спроса. А повышение стоимости этого сервиса он прогнозирует с вероятностью 99 %.

«В Советском Союзе такси из-за своей дороговизны было недоступным ресурсом для большинства населения. Скоро то же самое может быть и у нас. Если большинство агрегаторов продолжат поднимать цены, народ просто будет отказываться от поездок на такси в пользу общественного транспорта»,- предполагает Галямов.

Еще одним препятствием к широкому использованию велосипедов и электросамокатов в качестве средства передвижения является и отсутствие каких-либо четких правил, регламентирующих езду на них. А электросамокаты, к тому же, еще и очень травмоопасны, что представляет собой существенный минус, отметил экономист.