"Придется платить, чтобы не ночевать на лавочке": что думают жители Ульяновска о повышении цены на проезд в автобусах

В этом месяце стало известно, что в Ульяновске планируют вновь увеличить тариф на проезд в городском транспорте. Об этом сообщил зампред правительства региона Евгений Лазарев в интервью изданию "Транспорт России". Он отметил, что увеличение стоимости проезда является лишь одним из шагов, благодаря которым власти Ульяновска рассчитывают оздоровить ПАТП-1. Подорожание запланировано на 2023 год — стоимость проезда будет составлять 29 рублей. Конкретных дат повышения проездов чиновник не назвал.

Помимо этого, как отметил зампред правительства, начиная с 2024 года цена на одну поездку будет вырастать ежегодно на 2 рубля. Но при оплате картами "Мир" стоимость проезда останется дешевле на 3 рубля.

Мы сравнили цены на проезд в нескольких городах Поволжья. В Ульяновске сумма указана с учетом повышения, которое произойдет в 2023 году. Во всех остальных городах она актуальна на данный момент. Только в Ижевске цена оказалась на пару рублей дешевле, чем цена в Ульяновске. Правда, там последний раз тариф повышали в 2021 году.

В планах правительства убрать дублирующие маршруты и пустить на них автобусы среднего класса. При этом, для семи маршрутов введут регулируемый тариф — они начнут обслуживаться на основе муниципальных контрактов. Именно для этих целей запланировано приобретение в лизинг еще 150 автобусов среднего класса. Расходы на лизинговые платежи в 2023 году оцениваются в 295 миллионов рублей.

Евгений Лазарев пояснил, что, в том случае, если с ПАТП-1 будут заключены контракты на обслуживание семи маршрутов. Прогнозируемое увеличение выручки позволит ПАТП-1 осуществлять перевозки по имеющимсся 10 маршрутам без привлечения субсидий из облбюджета.

По первому контракту 50 автобусов поставит компания "Техтранслизинг". Автобусы должны быть получены до 1 марта 2023 года. Стоимость контракта — 923 млн рублей. Эта сумма должна быть выплачена лизингодателю за 7 лет. 150 автобусов обойдутся в сумму примерно 2,8 млрд рублей.

В повышении стоимости проезда заложены также и увеличившиеся расходы транспортных предприятий Ульяновска. По словам зампреда правительства Ульяновской области, с начала года цены на запасные части увеличились от 140% до 219%, на масла и смазочные материалы — от 150% до 194%, на обязательную технику, для оборудования автобусов — от 150% до 160%.

Суть транспортной реформы заключается в том, что в Ульяновске провели конкурс, по результатам которого до конца 2022 года 17 автобусных маршрутов должны быть окончательно переведены на регулируемый тариф. Ко второму полугодию 2023 года планируется, что уже 70% транспорта будут регулироваться муниципалитетом. Одно из главных условий для перевозчика, который принимает участие в конкурсе — не меньше 80% автопарка должны состоять из автобусов средней и большой вместимости.

Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин отмечает, что в планах есть появление на городских улицах и электробусов. Правда, пока мечты о "транспорте будущего", остаются мечтами из-за дороговизны автобусов на электротяге. Позволить себе содержать большой парк электробусов может только Москва.

Напомним, что в 2022 году проезд уже повышали — летом цена увеличилась до 28 рублей. Ульяновцы негативно отнеслись к повышениям тарифов на общественный транспорт. Такая цена себя не оправдывает — транспорт ходит редко, вечером его дождаться невозможно. При этом, на вопросы о том, оказало ли влияние на качество пассажирских перевозок транспортная реформа, жители Ульяновска заявляли, что ничего не поменялось — уехать, особенно вечером, очень проблематично.

Подтверждает слова жителей и мониторинг администрации Ульяновска.

В начале этого лета в рамках транспортной реформы появилась система мониторинга за общественным транспортом. Сейчас, спустя полгода, администрация Ульяновска продолжает публиковать еженедельные сводки о том, какое количество маршрутов выполнило план за последние семь дней. Самая актуальная информация — за неделю с 28 ноября и по 4 декабря. Тогда в "зеленую" зону попал только один маршрут — №1. На нем было выполнено 100% от заявленного количества рейсов. К "желтой" зоне отнесли 16 маршрутов, а оставшиеся 44 попали в "красную" — можно сказать, сорвали расписание, выполнив слишком маленькую часть от запланированных рейсов.

Мы пообщались с жителями Ульяновска, которые рассказали о своих впечатлениях от общественного транспорта на данный момент. К сожалению, ни одного положительно комментария получить нам не удалось, как и в прошлый раз.

Житель областного центра Максим Голяницкин высказался, что подорожание проезда ему понятно, но, как он считает, это не приведет к положительным изменениям в системе общественного транспорта. Он крайне негативно отзывается об общественном транспорте в городе:

Само по себе подорожание проезда, как и подорожание всего остального, понятно: поводов и причин масса. "Обрастет" ли от этого общественный транспорт дополнительными удобствами, комфортом? Станут ли водители маршруток жить лучше? Станет ли лучше соблюдаться график движения? Станет ли возможно в пятницу после 22 часов уехать за Волгу? Ни в коем случае.

Мужчина уверен, что ситуация с общественным транспортом в городе "близка к анархии" — особенно если мы говорим про жителей левобережья. Он считает, что власти не решают накопившиеся проблемы и, в результате такая важная социальная услуга как возможность передвижения по городу "отдана на откуп коммерсантам". Максим уверен, что так быть не должно:

Коммерческим перевозчикам глубоко плевать на социальную составляющую этой услуги. Есть пассажиры? Ездим. Нет пассажиров? Едем на стоянку. Ну и что, что с берега на берег пешком добраться нельзя.

Ни в одном городе страны, в котором довелось побывать, я не встречал подобного бардака с транспортом. Я постоянно вспоминаю, как около 2010 года, будучи студентом, в Самаре мог вернуться домой на маршрутке в третьем часу ночи. Удастся ли мне при жизни увидеть подобное в Ульяновске? Нет. И своих детей обрекать на существование в этом городе, где для похода в театр надо сначала купить автомобиль, чтобы не ночевать на лавочке, просто не хочется.

Получили комментарий мы и от жителя Ульяновска Влада Каталымова. Он является опытным таксистом и ведет свой блог в телеграме, где рассказывает о своих рабочих буднях, о жизни Ульяновска, за которой ему удается наблюдать. По поводу ситуации с общественным транспортом он придерживается схожего с Максимом мнения:

Подорожание проезда на общественном транспорте неприятно, но обосновано. Стоимость коммерческого транспорта увеличилась кратно, стоимость обслуживания и оборудования для общественного транспорта также увеличилась в разы. После Нового года подорожает и топливо. Даже с учетом этого подорожания, маржа перевозчиков сократится.

Дела с общественным транспортом в Ульяновске обстоят отвратительно. Во-первых, Комфортный доступный общественный транспорт может быть только государственным. Во-вторых, нужен хороший организатор. Не маршрутчик с опытом, а непосредственно специалист-урбанист.

Александр, проживающий в областной столице, отметил, что на постоянной основе пользуется общественным транспортом и за это время у него накопилось достаточно большое количество претензий:

Дела с общественным транспортом обстоят очень плохо. Постоянно пользуюсь и трамваями и маршрутками. Подорожание было бы обоснованным, если бы были видимые и ощутимые изменения. А так — на маршрутке невозможно уехать вечером, в час пик. Даже если дождешься нужную маршрутку - в нее уже невозможно втиснуться.

С трамваями все сложнее. После 18.00 очень часто приходится ждать по 40-50 минут хотя бы какой-то трамвай. Когда транспорт начал отображаться на онлайн картах, было удобно хотя бы прикинуть, стоит ли ждать трамвай или нет, сейчас же 1 и 15 трамваи на картах практически не встречаются.

Проживающая в Ульяновске Светлана Казачкова отметила, что все-таки есть несколько маршрутов, которые, в отличие от всех остальных, соблюдают график движения:

Я не слишком часто пользуюсь общественным транспортом и езжу не в час пик, как большая часть жителей. Передвигаюсь в основном на 52, 43 и 38 маршруте, которые в отличие от всех остальных соблюдают график движения. Чаще всего это именно небольшие автобусы, а не газели.

Но, если говорить про конкретное направление в Киндяковку, то добраться можно только на 38, либо ехать через Засвияжье на любой другой маршрутке. А это долго и неудобно. Понятно, что один маршрут не сможет справиться с таким потоком пассажиров. И сесть можно только на конечной остановке, так как к Речному порту автобус подъезжает уже основательно забитый людьми.

Трамвай - это отдельная тема. 4 номер вообще невозможно дождаться. Я не помню, чтобы за все попытки сесть на данный маршрут у меня бы это получилось. И сами трамваи в очень плачевном состоянии находятся. На одних меня еще в садик возили, на других 30 лет назад на учебу ездила. Могу ли я в таких обстоятельствах поддержать повышение цен на проезд? Конечно, нет. Неоднократные увеличения тарифов обещали сделать жизнь комфортнее и удобнее. На деле этого нет.

Из комментария, который дала нам Светлана, можно сделать вывод, что все-таки есть перевозчики, которые действительно соблюдают расписание — по большей части это именно автобусы, а не газели. Вероятно, если в рамках транспортной реформы действительно будут проведены все запланированные изменения, о которых мы писали выше, то это поменяет ситуацию с общественным транспортом в городе.

Пока что, к сожалению, как и полгода назад, жители Ульяновска об общественном транспорте высказывают негативно. Несмотря на то, что власти работают над проблемой — контролирует количество выполненных рейсов, общаются с перевозчиками, закупают новые автобусы - пока что люди остаются недовольны и не видят существенных изменений. Отсюда и отношение к повышению цен на проезд.