50-летние "Татры" выносливее новеньких "Львят"? Как ульяновские трамваи готовят к зиме

50-летние "Татры" выносливее новеньких "Львят"? Как ульяновские трамваи готовят к зиме
50-летние "Татры" выносливее новеньких "Львят"? Как ульяновские трамваи готовят к зиме и морозам

Фото: автор

Трамвайный парк Ульяновска в настоящее время переживает не лучшие времена. Претензий со стороны пассажиров хватает, тут и внешний облик, и регулярные сходы вагонов с рельсов. Чиновники понимают проблему и пытаюстся решить проблемы. Получается не всегда.

Сейчас в парке Ульяновска в общей сложности порядка 200 трамваев. Большинство из них - это старые "Татры", которые были произведены в Чехословакии. Такой страны нет уже 30 лет, а некоторые вагоны начали колесить по ульяновским рельсам еще в 70-80-х годах прошлого века.

Есть и вагоны XXI века. В частности трамваи Усть-Катавского вагонного завода - КТМ различных модификаций. Некоторые были закуплены более 10 лет назад, также прибыла партия из 30 б/у КТМ из Москвы. Многие из них до сих пор стабильно трудятся на маршрутах.

Последнее обновление подвижного состава произошло три года назад. В сентябре 2020 года, несмотря на пандемию, в город поступила партия современных низкопольных трамваев "Львенок". В прессе упоминалось, что город рассчитывает закупить порядка 70 "Львят", но всего было поставлено 29 вагонов.

Официально на сегодняшний день полностью выработали свой ресурс 77% ульяновских трамваев. Вагоны, выпущенные ранее 2012 года, составляют 44% – а это почти весь парк. Средний возраст вагонов – 23,1 года. Исключение составляют 29 вагонов «Львенок» и 15 трамваев КТМ, полученных в 2012 году. Не густо.

При этом, к новеньким "Львятам" уже есть немало претензий. Если летом их почти не возникает, то минувшая зима стала сущим кошмаром. Вагоны оказались совершенно не подготовленными к зимнему периоду. Трамваи регулярно ломались и выходили из строя.

Основная причина - из-за морозов на колесных парах полопались бандажи, вышли из строя тяговые электродвигатели. Выходить на линию с такими поломками строго запрещено.

Проведённая экспертиза показала — бандажи лопнули из-за нарушения технологии изготовления. При работе некачественная деталь нагревается и разрушается. Поставщику направлена претензия и выставлен счёт для возмещения убытков в досудебном порядке, стоимость деталей — 950 тысяч рублей. И это ещё без учёта потерь по контракту за невыход вагонов на линию. Кстати, невыходы «львят» случались уже и в других городах. По той же самой причине. При этом до экспертного заключения дело довели только в Ульяновске. Когда и как решится эта ситуация — пока неизвестно.

Впрочем, как сообщают местные СМИ, итог разбирательств оказался для ульяновских транспортников неутешительными. Меж тем, бандажи не единственная проблема. В прошлом году у пяти вагонов обнаружили проблему с электродвигателями. Им предстоял дорогостоящий ремонт.

К чести ульяновских транспортников, "Львят" восстанавливают. Из 29 вагонов в настоящий момент практически все готовы. Зимой прошлогодних проблем рассчитывают избежать.

По информации директора МУП «Ульяновскэлектротранс» Дмитрия Шорина, к работе в зимних условиях подготовлены все 105 действующих трамваев и 33 из 50 троллейбусов, в частности, в них утеплены двери и смонтированы тепловые пушки.

Создан неснижаемый запас агрегатов, запасных частей, сухого песка, зимних сортов смазочных материалов, а также бандажей для колесных пар трамваев модели «Львёнок».

- Из шести трамвайных вагонов-снегоочистителей полностью готово четыре, вместе с трактором Т-150 они позволят содержать пути в нормативном состоянии. Ещё два снегоочистителя требуют капитального ремонта, который запланирован к следующей зиме. Для очистки 194 посадочных площадок мы задействуем четыре трактора и бригаду рабочих, которые обеспечены скребками, лопатами, ломами. Для борьбы с гололёдом запасено 15 тонн реагента, – отметил Дмитрий Шорин.

Рельсошпальная решётка подготовлена к зиме на 90%, на ней продолжается ремонт стыков, регулировка стыковых зазоров, проверка электросоединений, смазка и подтягивание болтов и очистка водоотводов. Контактная сеть также отрегулирована на 90%, здесь электромонтёры ослабляют силу её натяжения, чтобы провод не рвался при сжатии металла во время морозов.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

С 24 октября данная система оплаты апробируется на маршруте №22 – вагоне с бортовым номером 1254. Заплатить за проезд в терминалах этого вагона можно только по банковским картам, другими способами – кондуктору. Руководство МУП «Ульяновскэлектротранс» приносит пассажирам извинения за возможные неудобства и надеется на их понимание.

Заплатить за проезд в терминалах этого вагона можно только по банковским картам, другими способами – кондуктору. Руководство МУП «Ульяновскэлектротранс» приносит пассажирам извинения за возможные неудобства и надеется на их понимание.

- Во время предыдущих попыток внедрения бесконтактной оплаты система иногда сбоила, поставщики программного обеспечения и технического оборудования не могли определить причину. Надеемся, что новый оператор поможет нам в этом и в будущем сервисом СберТройка граждане смогут оплачивать проезд, как это происходит в других крупных городах России, – отметил директор предприятия Дмитрий Шорин.