Мешают растущие цены
Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи легковых а/м с пробегом в апреле 2024 года. Вторичный сегмент не смог похвастать теми же бойкими темпами роста, как год назад, снизившись на 1% по сравнению с мартом этого года и на 3% по сравнению с прошлогодним апрелем. Так рынок реагирует на продолжающийся рост цен. Лишнее тому подтверждение – увеличение продаж марок бюджетных сегментов, к которым можно отнести автомобили Lada и ряда «китайцев» в возрасте семи лет и старше. В целом те же тенденции будут иметь продолжение в ближайшие месяцы. По итогам I полугодия вторичный рынок скорее всего превысит три миллиона сделок, что будет, однако, примерно на 5% ниже, чем за аналогичный период в 2023 году.
Обилие предложении на вторичном рынке, возникшее в том числе по причине довольно большого объема импорта подержанной техники в марте, а также благодаря высокой активности «китайцев» в механизмах с trade-in, помогло рынку сохранить относительно высокие объемы продаж. Всего в апреле новых владельцев обрели 548,8 тысячи новых машин, то есть примерно столько же, сколько и в первый весенний месяц. Результаты апреля оказались всего на 1% выше по сравнению с мартом (543,2 тысячи а/м) и на 3% ниже по отношению к апрелю 2023 года (564,9 тысячи). За 4 месяца 2024 года было зафиксировано 1,92 миллиона перерегистраций, на 4% меньше, чем за тот же период годом ранее.
При этом почти половина марок в топ-20 востребованных нарастили продажи в пределах 1-7%. А те бренды, которые не смогли похвастаться ростом, снижали объемы не более чем на 3%. Однако, если смотреть на результаты бизнеса с января по апрель 2024 года, то негативная тенденция вторичного рынка становится более заметной. В прошлом году за тот же период было реализовано более двух миллионов автомобилей, в этом - на 84 тысячи «штук» или на 4% меньше. И заметно подрасти в «двадцатке» с начала года смогли только две российские марки Lada и SeAZ, а также Chery.
Так, машины отечественного автогиганта выбрали 136,4 тысячи покупателей за апрель (+3% по сравнению с мартом 2024 года) и 480,1 тысячи за 4 месяца (+3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В модельном зачете продолжала лидировать «семерка» - 12,9 тысячи сделок за апрель (+5% к марту), 44,3 тысячи за 4 месяца (+9%). Большинство представленных на агрегаторах ВАЗ-2107 продается ниже 200 тысяч рублей.
В свою очередь марка Chery второй месяц подряд входит в топ-20. В апреле по ней было совершено 5,1 тысячи сделок (почти аналогично уровням марта), а за 4 месяца состоялось 17,3 тысячи перерегистраций, почти в полтора раз больше, чем за тот же период в 2023 году. Основу продаж марки опять составил кроссовер Tiggo T11, который был снят с производства более 10 лет назад, и сейчас его можно купить значительно дешевле миллиона рублей. В то время как другие востребованные модели - Tiggo 7 Prо и Tiggo 4 Pro – продают в основном дороже двух миллионов рублей.
В целом, среди иностранных брендов в апреле оставалась незыблема позиция Toyota (54,5 тысячи а/м, +1% к марту). Хотя по итогам четырех месяцев (192,8 тысячи а/м) можно видеть падение бизнеса на 12%. «Корейцы» также не стали исключением. Результат Kia в апреле составил 32,6 тысячи сделок (2,4% к марту) и 115 тысяч сделок за 4 месяца (-3%). У Hyundai падение составило 2,6% в апреле относительно марта и на 8% по результатам четырех месяцев. С небольшой положительной динамикой апрель закончили Nissan, Chevrolet, Honda, Ford, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Daewoo и Opel. В отрицательной зоне оказались продажи Volkswagen, BMW, Skoda, Mazda и Audi. Однако по итогам 4 месяцев почти у всех этих иномарок заметно падение продаж от 4% до 13%.
В сегменте китайских машин в апреле проявилась практически та же тенденция – роста продаж относительно дешевых машин и сжатие бизнеса у более дорогих. Помимо Chery, тысячами продолжали продаваться Geely и Haval. Сейчас во вторичном сегменте у этих марок представлены в основном модели, возраст которых не превышает 3-4 лет, а цена редко ниже 1,5-2 миллионов рублей. Падение продаж в этих брендах в апреле составило 4-7%. Стали также снижаться продажи дорогих пикапов Great Wall, претендующих на премиальный статус вседорожников Exeed и BYD, а также недешевых кроссоверов Omoda. В околонулевой зоне по продажам остался Changan. Ростом неожиданно отметились 7-10 летние паркетники бюджетного сегмента марок Lifan и FAW.
В то же время долевое соотношение продаж ведущих брендов за месяц практически не изменилось. За российскими марками в апреле осталось 28% рынка, у японских брендов оказалось 26%, у «немцев» - 14%, у «корейцев» - 13%, у «американцев» – 7%, «французов» – 5% и 3,3% - у «китайцев». При этом, по данным авторитейлеров, средняя цена автомобилей продолжала расти. Если в марте она составляла 1,15 миллиона рублей, то в апреле поднялась до 1,23 миллиона. Процесс подорожания во вторичном сегменте следует за тенденциями рынка новых автомобилей. В продаже появляется все больше машин, которые были куплены по завышенным ценам последних двух лет. И их продавцы хотят реализовать свой товар подороже.
В ближайшей перспективе наш рынок вероятнее всего будет развиваться в той же парадигме, что и в апреле. Можно ожидать, что по итогам I полугодия объем в легковом сегменте перешагнет отметку в три миллиона сделок, и окажется примерно на 5% ниже прошлогоднего. При этом перепродажи дорогих японских, корейских, европейских и новых китайских автомобилей покажут отрицательную динамику.
Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом в апреле 2024 года
№ | Марка | Апрель 2024 | Март 2024 | Январь-апрель 2024 | Апрель 2024 / март 2024 |
1 | Lada | 136435 | 132501 | 480 139 | 3,0% |
2 | Toyota | 54483 | 53947 | 192 776 | 1,0% |
3 | Kia | 32627 | 33431 | 115 047 | -2,4% |
4 | Hyundai | 26313 | 27029 | 94 133 | -2,6% |
5 | Nissan | 25317 | 25065 | 89 079 | 1,0% |
6 | Volkswagen | 23931 | 24664 | 85 421 | -3,0% |
7 | Renault | 18970 | 19079 | 66 739 | -0,6% |
8 | Chevrolet | 17244 | 16948 | 60 831 | 1,7% |
9 | Honda | 17099 | 16015 | 57 078 | 6,8% |
10 | BMW | 16542 | 17094 | 56 763 | -3,2% |
11 | Ford | 16268 | 15938 | 57 431 | 2,1% |
12 | Mercedes-Benz | 13987 | 13908 | 48 652 | 0,6% |
13 | Mitsubishi | 12539 | 12476 | 44 557 | 0,5% |
14 | Škoda | 12411 | 12458 | 43 078 | -0,4% |
15 | Mazda | 11423 | 11542 | 40 086 | -1,0% |
16 | Daewoo | 10250 | 10140 | 36 083 | 1,1% |
17 | Opel | 10005 | 9563 | 34 495 | 4,6% |
18 | Audi | 9287 | 9452 | 32 484 | -1,7% |
19 | SeAZ | 5560 | 5764 | 19 964 | -3,5% |
20 | Chery | 5117 | 5267 | 17 265 | -2,8% |
|
Топ-10 китайских марок по продажам а/м с пробегом в апреле 2024 г.
№ | Марка | Апрель 2024 | Март 2024 | Динамика |
1 | Chery | 5117 | 5267 | -2,8% |
2 | Geely | 4102 | 4250 | -3,5% |
3 | Haval | 2114 | 2274 | -7,0% |
4 | Lifan | 1814 | 1751 | 3,6% |
5 | Great Wall | 882 | 951 | -7,3% |
6 | Changan | 652 | 646 | 0,9% |
7 | Exeed | 620 | 690 | -10,1% |
8 | Omoda | 451 | 491 | -8,1% |
9 | BYD | 362 | 445 | -18,7% |
10 | FAW | 325 | 280 | 16,1% |