Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж в марте и I квартале 2024 года. Первый месяц весны дал новый импульс для роста рынка: продажи ускоряли ожидание новых цен и щедрые скидки на машины 2023 года. При этом доля российских брендов, несмотря на появление новых марок, по итогам первых трех месяцев составила 36%, что на 7% ниже, чем год назад за тот же период. В апреле рост рынка имеет все шансы продолжиться, но уже более скромными темпами в силу относительно высоких результатов продаж как предыдущего месяца, так и апреля 2023 года. Но при сохранении тех же темпов роста в I полугодии может быть продано более 700 тысяч а/м.
В марте 2024 года продажи новых легковых и LCV-автомобилей, по данным AEB, составили порядка 149 тысяч «штук». Это на 45% больше, чем в феврале текущего года. Общий итог продаж за I квартал текущего года составил 332,9 тысячи автомобилей, + 86% к январю-марту 2023 года. Резкий рост продаж марта оказался неслучайным. Авторитейлеры были вынуждены самостоятельно финансировать складские запасы, а большинство марок не спешили вводить программы консигнации или факторинговые схемы. На фоне того, что высокая цена заемных денег при нынешней ставке рефинансирования грозит сделать бизнес нерентабельным, дилеры стали прикладывать максимум усилий для сокращения сроков оборачиваемости стоков. И этот параметр стал улучшаться - в среднем с полутора-двух месяцев зимой до 30-35 дней в марте. Достигнуть такого результата помогали работа с уменьшенной маржинальстью, поддержки импортеров ведущих брендов с помощью бонусов за trade-in и F&I и прямое снижение цен по ряду чайна-марок.
Однако были и еще несколько, едва ли не более важных, факторов, повлиявших на улучшение динамики продаж в первый весенний месяц. Свою роль сыграло традиционное создание срочности покупки, которое в этот раз было построено на ожиданиях резкого роста цен на фоне увеличения таможенных платежей и ввода новой схемы оплаты утилизационного сбора с 1 апреля текущего года.
Лучшие показатели Lada за 11 лет
Локомотивом авторитейла в марте по-прежнему выступал АвтоВАЗ. Впервые за 11 лет марка смогла реализовать за месяц 42 840 новых автомобилей, наилучшие показатели за этот период. Это в полтора раза (на 53,6%) больше, чем месяцем ранее, и на 84% больше, чем в марте 2023 года.
Самую бойкую динамику роста за месяц наконец показала Vesta (+72% к февралю 2024 года), в абсолютных цифрах было продано 11,7 тысячи машин. Рост популярности модели связан с долгожданным появлением версий с АКП. Однако по общим объемам продаж продолжает лидировать Granta (20,4 тысячи машин; +59,5% к февралю 2024 года), которая остается самым доступным автомобилем нашего рынка. Хотя найти ее у дилеров по цене дешевле миллиона рублей становится все сложнее. Эту же психологически высокую цену давно перешагнули и вседорожники семейства Niva. В марте их реализовали 10 028 автомобилей (+28% к февралю 2024 года).
Всего за I квартал дилеры АвтоВАЗа отчитались о продаже 91,6 тысячи машин. Общая доля марки из Тольятти за этот период составила 28%. Это на 8% ниже, чем в I квартале 2023 года. При этом, по словам руководства завода, с января по март текущего года было собрано почти 116 тысяч автомобилей (+ 70% к I кв. 2023 г). Получается, что АвтоВАЗ, хотя и заметно растет в производстве и продажах, но теряет долю нашего рынка.
3 тысячи - «Москвич» продал, «Автозавод АГР» произвел
Другой российский бренд – «Москвич» – по итогам марта наконец смог сказать, что продает машины тысячами. Завод отчитался, что его дилерами было реализовано почти три тысячи машин. Это в два с лишним раза больше, чем в феврале текущего года, и пока рекорд продаж марки за месяц. Всего за I квартал реализовано порядка 6 тысяч машин. При сохранении тех же темпов есть шанс, что в этом году московское предприятие выйдет на объемы в 30-35 тысяч машин. Для этого в марте завод существенно пересмотрел цены в сторону уменьшения: кроссовер «Москвич 3» подешевел на 630-712 тысяч рублей, а лифтбэк «Москвич 6» - на 490 тысяч рублей. Кроме того, модели марки стало возможным купить через один из популярных маркетплейсов. Эту же ценовую политику московский производитель продлил на апрель.
Еще один российский производитель – «Автозавод АГР» (бывший Hyundai под Санкт-Петербургом) - успел произвести в марте 3 тысячи автомобилей нового бренда Solaris. По сути, они представляют из себя бейдж-инжиниринг двух моделей Hyundai, Creta и Solaris, а также двух Kia, седана Rio и хэтчбека Rio X. Порядка 2,1 тысячи из них уже нашли владельцев. Причем Creta или Solaris HC у дилеров закончились едва ли не в первые две недели продаж. В апреле АГР обещает увеличить производство, однако, оно существенно ограничено теми несколькими десятками тысяч машинокомплектов, оставшимися от прежнего корейского собственника. В этом свете, несмотря на грандиозную популярность, едва ли стоит ожидать, что марка сможет занять в России в текущем году больше 1-2% объема рынка.
Не в последнюю очередь благодаря госзаказам и продажам юридическим лицам относительно стабильно продолжали развиваться УАЗ (6,3 тысячи машин за I кв. 2024 года, +19% к январю-марту 2023 года) и ГАЗ (11,9 тысячи; +24%). И наконец, Sollers продал в I квартале 2,2 тысячи машин (+173% к I кв. 2023 года).
В целом, доля российских брендов, несмотря на появление новых марок, по итогам первых трех месяцев составила 36%, что на 7% ниже, чем год назад за тот же период. В свою очередь лидерство тройки ведущих «китайцев» (Chery, Geely и Haval) продолжает усиливаться: доля каждой из марок стабильно держится на уровне выше 10% рынка.
Апрельские тезисы
Стоит напомнить, что суммарные планы продаж официально представленных в России брендов составляют на этот год порядка двух миллионов автомобилей. Однако реальный объем бизнеса новых машин в текущем году скорее всего окажется в рамках 1,4-1,5 миллиона «штук». Получается, что уже во второй половине года в нашем авторитейле будет порядка 0,5-0,6 миллиона лишних машин. Эта товарно-денежная масса будет неизбежно давить на дилеров, и они скорее всего продолжат продавать автомобили с меньшей прибылью, а где-то и вовсе сворачивать бизнес. Для покупателей это по-прежнему означает наличие весомых скидок и возможность выгодно купить машину. Причем в апреле и мае в салонах еще будут автомобили, завезенные по прайсам 2023 года.
С другой стороны, уже до конца весны мы неизбежно увидим рост цен по тем иностранным брендам, которые продолжают поступать в Россию по каналам параллельного импорта. И если в I квартале можно было наблюдать плавный рост объемов продаж премиальных европейских и японских марок, то по итогам II квартала он может прекратиться. Ждут сложности и те официальные бренды, которые так и не смогли выйти на долю выше 1-2%. Таких «фамилий» уже более двух десятков. Часть из них при негативном развитии событий может к концу года покинуть официальное поле авторитейла.
Так или иначе, у всех российских марок и ведущих представителей Поднебесной есть все шансы продолжить наращивать бизнес. Хотя уже и не столь бурными темпами, как в марте. В апреле рынок сохранит положительную динамику, но показать тот же кратный рост относительно результатов апреля 2023 года будет уже затруднительно. Просто потому, что в апреле-мае 2023 года наш рынок уже чувствовал себя довольно неплохо, в его ежемесячные продажи приближались к 100 тысячам сделок. Показать тот же кратный рост относительно тех результатов будет затруднительно. Однако при положительном стечении обстоятельств и отсутствии новых потрясении для бизнеса в первом полугодии продажи новых автомобилей могут превысить 700 тысяч машин.