Банк «Открытие» (входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам апреля 2024 года. Согласно результатам исследования, в середине весны жители РФ потратили на покупку новых машин 431,3 млрд рублей, что в 2,1 раза выше уровня годичной давности (208,3 млрд рублей — в апреле 2023-го), но на 13,1% меньше, чем месяцем ранее (496,2 млрд рублей — в марте 2024-го). Напомним, что в первый месяц весны финансовая емкость рынка показала исторический рекорд. Впрочем, апрельский результат тоже является довольно высоким, поскольку сумма трат на покупку автомобилей второй месяц подряд превышает 400 млрд рублей.
Доля премиального сегмента снизилась до 30%
В апреле уменьшилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. Во второй весенний месяц в нашей стране было продано 15,6 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 18,4% меньше по сравнению с продажами марта), что вылилось в потраченные 130 млрд рублей (на 19,2% меньше, чем в первый весенний месяц). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц снизилась с 32,4% до 30,1%.
А вот доля автомобилей массового сегмента в затратах, напротив, выросла — с 67,6% до 69,9%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте также снизились: было продано 121,5 тыс. автомобилей (-4,7% по сравнению с мартом) на 301,3 млрд рублей (-10,1% к марту).
«В плюсе» оказались только российские марки
За месяц затраты на покупку автомобилей выросли лишь у отечественных брендов. В апреле жители нашей страны потратили на них 62,1 млрд рублей — на 8% больше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели снизились. Так, на «китайцев» было потрачено 263,4 млрд рублей — на 14,6% меньше, чем в марте. Затраты на покупку «европейцев» сократились на 10,2%, до 55,3 млрд рублей, на «японцев» — на 35,5%, до 24,1 млрд рублей. При этом сильнее всего они упали у «корейцев» — на 42,9% или до 9,8 млрд рублей, а меньше других — у «американцев» (-1,7% до 7,1 млрд рублей).
В структуре финансовой емкости с долей более 61% абсолютное лидерство сохранили «китайцы». Далее в затратах апреля следуют российские марки — 14,4%, европейские — 12,8%; японские — 5,6%; корейские — 2,3% и американские автомобили — 1,6%.
Если же рассматривать апрельские объемы реализации, то здесь тоже лидируют «китайцы» (75,9 тыс. шт.), за которыми располагаются российские марки (46 тыс. шт.). Показатели остальных автопроизводителей оказались заметно ниже, не дотянув даже до 5 тыс. экземпляров.
Автомобили В-класса преодолели отметку в 10%
В апреле доля автомобилей В-класса в структуре финансовой емкости выросла до 11,2%. За месяц их было продано в количестве 34,6 тыс. единиц на сумму 48,3 млрд рублей. По сравнению с мартом затраты на них увеличились на 17,1%, в связи с чем доля таких машин преодолела порог в 10% (в марте она находилась на уровне 8,3%).
Впрочем, лидерство по затратам на нашем рынке с огромным преимуществом сохраняет сегмент SUV, на долю которого в апреле пришлось 75,4%. Так, за 88,3 тыс. новых кроссоверов и внедорожников россияне отдали 325,3 млрд рублей (-17,2% к марту). Напомним, что месяцем ранее их доля составляла 79,2%.
В общей сложности на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 89,6% всех реализованных машин и 86,6% затраченных средств. Таким образом, суммарные показатели остальных сегментов рынка по итогам апреля составили 10,4% и 13,4% соответственно.
«После рекордного мартовского значения финансовой емкости рынка (около 500 млрд рублей) в апреле данный показатель сократился на 13%. Одной из ключевых причин этого стало снижение объема реализации новых легковых машин — в апреле их было продано на 6,5% меньше, чем в марте. Другая причина заключается в снижении средневзвешенной цены автомобиля (на 7%), что связано с изменением структуры рынка. Как следствие, в апреле россияне потратили на покупку новых машин более 430 млрд рублей. И эту сумму можно считать довольно высокой, поскольку второй месяц подряд она не опускается ниже отметки в 400 млрд рублей», — объясняют в пресс-службе банка «Открытие».
«Действительно, в апреле мы наблюдали изменение структуры российского авторынка. Во-первых, по сравнению с мартом выросли продажи автомобилей отечественных марок, особенно В-класса, в котором доминирует LADA. Во-вторых, за прошедший месяц снизились объемы реализации иномарок, причем в большей степени тех брендов, продукция которых поставляется в Россию альтернативным путем. Это объясняется тем, что на 1 апреля было запланировано изменение порядка взимания утилизационного сбора, поэтому россияне старались купить машины до их возможного удорожания, т.е. в марте», — отмечает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.