В России продолжаются обсуждения возможного введения возрастных ограничений для водителей. Пока в законодательстве таких норм нет, но внимание к теме растёт — на фоне мировых тенденций и заботы о дорожной безопасности.
Во многих странах действуют чёткие правила:
– в Саудовской Аравии граждане старше 70 лет обязаны ежегодно проходить медосмотры;
– в Турции после 65 лет — каждые два года, после 75 — ежегодно;
– на Филиппинах и в ОАЭ применяются строгие требования к зрению, слуху и общему состоянию здоровья пожилых водителей.
В России сейчас управление автомобилем запрещено только при наличии медицинских противопоказаний. Такие диагнозы выявляются, как правило, при замене водительского удостоверения. При этом пожилые водители статистически реже становятся виновниками тяжёлых ДТП, чем молодые — опыт компенсирует возрастные ограничения.
Тем не менее, по данным ГИБДД, около 10% аварий с участием пожилых людей связаны с физическими ограничениями: ухудшением зрения, гипертонией, диабетом и другими заболеваниями.
В 2023 году группа депутатов из Санкт-Петербурга предложила установить двухлетний срок действия водительских прав для водителей старше 70 лет, с обязательным прохождением медкомиссии каждые два года. Однако инициатива пока не получила поддержки — её сочли слишком жёсткой.
Эксперты предлагают компромиссный подход:
– ввести регулярные медосмотры с возраста 70 лет;
– разработать программы адаптации для пожилых водителей;
– внедрить технологии мониторинга состояния за рулём.
Такие меры, по мнению специалистов, позволят повысить безопасность на дорогах и в то же время не лишать пожилых граждан важного ресурса мобильности, особенно в регионах и сельской местности, пишет Медиа Поток.