В Московском авиационном институте (МАИ) создают принципиально новый композитный материал, способный выдерживать экстремальный нагрев до 2400 °C. Эти разработки важны для будущих космических аппаратов и ракет, где температурные нагрузки выходят за пределы возможностей традиционных материалов.
Работы ведутся при поддержке Российского научного фонда, а опытные образцы уже прошли успешные испытания на базе Центрального НИИ специального машиностроения.
По словам доцента кафедры «Перспективные материалы и технологии аэрокосмического назначения» Алексея Астапова, уникальность материала заключается в образовании на его поверхности защитной оксидной плёнки. Она формируется при нагреве и препятствует дальнейшему разрушению структуры под воздействием окислителей.
Технология производства основана на создании углерод-керамических композитов с включениями карбидов и боридов гафния, титана и ниобия. Цикл создания одного материала занимает 4–5 месяцев, после чего проводятся физико-механические и эксплуатационные испытания.
Новые композиты показали отличные результаты в воздушно-плазменных потоках (до 2400 °C) и в условиях сгорания углеводородного топлива (2100–2300 °C). Это делает их перспективными для применения в обтекателях, теплозащите и элементах конструкции современных ракет.
Производство осуществляется на мощностях ЦНИИ специального машиностроения — одного из ключевых предприятий отрасли, работающего также на транспортную, энергетическую и нефтехимическую промышленность.
Исследования продолжаются: учёные анализируют, как изменяется поведение материалов при разных составах матриц и условиях эксплуатации. Это позволит адаптировать их под задачи новой техники, пишет ТАСС.