"Мама, не бей меня!": Психолог рассказала, почему на детей нельзя поднимать руку

20.02.2024, 06:00 , Служба новостей

В последнее время мы все чаще слышим о рукоприкладстве людей в отношении своих детей. Как может отражаться на психике ребенка рукоприкладство со стороны родителей? Почему люди бьют своих детей? Какие методы наказания лучше применять, если ребенок не слушается? И вообще – как правильно воспитывать детей? Об этом мы поговорили с доктором психологических наук, директором Высшей школы частной психологической практики, психотерапевтом реестра профессиональных психотерапевтов Европы Сергеем Петрушиным.

По мнению психолога, люди поднимают на детей руку по 2 причинам. В одних случаях такое поведение свидетельствует о так называемом «педагогическом бессилии», когда человек не знает, как повлиять на ребенка другим способом. В других случаях это вымещение на детях своей агрессии.

ВЛИЯНИЕ РУКОПРИКЛАДСТВА НА РЕБЕНКА

Рукоприкладство всегда оказывает сильное влияние на психику ребенка. Таким образом родители нарушают его личные границы, в результате чего у него повышается тревожность.

«Есть такая граница, как физическая неприкосновенность. И если нас бьют, мы не ощущаем базовую безопасность. Это приводит к неврозам, усилению психологической защиты. Человек начинает больше закрываться. У него появляются проблемы с близостью, с любовью», - говорит Петрушин.

Кроме того, когда люди бьют детей, они прививают им неправильное отношение к себе.

«Родители, занимающиеся рукоприкладством, не уважают ребенка. И потом он сам себя не уважает. Потому что как поступают с нами родители, так мы и сами с собой поступаем. Если они нас любили - то и мы себя любим. Если они нас критиковали – то и мы себя критикуем. Если они нас били – то мы можем проявлять агрессию к себе», - отмечает психолог.

Еще одно последствие рукоприкладства со стороны родителей для человека – закрепление мысли о том, что разные вопросы можно решать с помощью насилия. Такие люди потом могут проявлять агрессию по отношению к другим: ко всем окружающим людям или только к близким.

«Если ребенка бьют родители, получается, его же бьют близкие люди. И отсюда такая идея, что бьет – значит, любит, что битье – это чуть ли не проявление близости. Причем такой человек может быть социально корректным, но к близким может проявляться агрессию», - рассказал Петрушин.

И особенно негативно отражается на психике мальчика рукоприкладство, а также любое проявление грубости и злости со стороны матери, отмечает психолог. Такое ее поведение может повлиять на дальнейшие отношения человека с женщинами.

У мужчины, с которым в детстве грубо обращалась мама, на подсознательном уровне закладывается страх перед женщинами. И здесь возможны два сценария. Первый вариант заключается в том, что мужчина будет проявлять агрессию в отношениях с женщинами. Это может быть как рукоприкладство, так и унижения, оскорбления, грубое поведение и так далее. Во втором варианте мужчина, наоборот, будет занимать позицию подкаблучника – то есть, во всем подчиняться женщинам и идти у них на поводу.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ

Наказание не является лучшим методом воспитания, отмечает Петрушин.

«Наказание не исправляет поведение. Оно только делает ребенка более хитрым, изворотливым», - говорит психолог.

Вместе с тем, вседозволенность для ребенка тоже не есть хорошо. Поэтому иногда, когда он не слушается, родителям вполне допустимо применить к нему какие-то дисциплинарные меры. Например, можно не дать ребенку какую-то сладость или ограничить время пользования гаджетом. Но ни в коем случае нельзя лишать детей еды, прогулок.

«Наказывать ребенка нужно с любовью», - говорит Петрушин. –«Если мы наказываем его со злостью, он воспринимает это как несправедливость».

Кроме того, ребенок иногда может и не понимать связь тех или иных действий родителей со своими поступками. Например, его поставили в угол – и он не делает из этого никаких выводов о том, что его поведение не устраивает маму или папу. Таким образом, еще один совет от психолога: если родители наказывают ребенка, он должен четко понимать, что его наказывают. А на это способны только дети от 5 лет. Любое наказание ребенка младше этого возраста вообще не имеет смысла, потому что он просто не поймет, чего от него хотят родители. До 5 лет дети еще не способны осознавать связь между своими поступками и ответственностью за них. И в таком случае родителям нужно только переключать их внимание на что-то другое.

Кроме того, при воспитании родителям нужно учитывать и темперамент детей.

«Например, если ребенок меланхолик, его нельзя даже ругать. У него тонкая нервная система. Вы на него просто строго взглянули, и ему этого уже достаточно», - отмечает Петрушин. – «А если ребенок холерик, к нему уже другой подход. Например, можно с ним как-то поговорить, если вас что-то не устраивает. То есть, тут нет какого-то общего рецепта. Все дети разные. И к каждому ребенку нужен свой подход».

В целом же, по мнению психолога, более действенный метод воздействия на детей заключается не в наказании, а в поощрении за хорошее поведение.

«Лучше использовать метод позитивного подкрепления. Хвалите ребенка за то, что он молодец. Акцентируйте внимание на его плюсах, на том, что он сделал хорошего», - говорит Петрушин.

В завершение нашего разговора психолог посоветовал всем родителям прочесть книгу Карена Прайора

«Не рычите на собаку». В ней автор разъясняет, как можно воспитывать детей без насилия с помощью позитивного подкрепления.