Финансовая емкость рынка падает второй месяц подряд
Банк «Открытие» (входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам мая 2024 года. Согласно результатам исследования, в конце весны россияне потратили на покупку новых машин 366,1 млрд рублей, что на 73,5% выше уровня годичной давности (210,9 млрд рублей в мае 2023), но на 15,1% меньше, чем месяцем ранее (431,3 млрд рублей в апреле 2024). Таким образом, финансовая емкость рынка после рекордного показателя марта снижается уже второй месяц подряд, причем в мае она опустилась ниже отметки в 400 млрд рублей.
Доля премиум-сегмента продолжает падать
Доля премиальных машин в структуре финансовой емкости за три месяца сократилась почти на треть. За весь май в нашей стране было реализовано 11,1 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 29,1% меньше по сравнению с продажами апреля), что обернулось потраченными 83 млрд рублей (на 36,2% меньше, чем месяцем ранее). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат снизилась с 30,1% (в апреле) до 22,7% (в мае). Более того, данный показатель падает уже третий месяц подряд, а по сравнению с февральским максимумом (32,9%) он потерял уже около одной трети.
Доля автомобилей массового сегмента в затратах, соответственно, продолжает расти. Так, за месяц она увеличилась с 69,9% до 77,3%. При этом объем реализации и затраты в этом сегменте снизились: было продано 116,1 тыс. машин (-4,4% по сравнению с апрелем) на 283,1 млрд рублей (-6% к апрелю).
Китайские и российские марки наращивают долю
Менее других затраты на покупку автомобилей снизились у китайских и отечественных брендов. В мае жители нашей страны потратили на покупку китайских автомобилей 238,2 млрд рублей — на 9,6% меньше, чем месяцем ранее. Еще 59,7 млрд рублей было потрачено на машины российских марок — на 3,8% меньше, чем в апреле. Затраты на покупку автомобилей других брендов сократились заметно сильнее: «корейцев» — на 28,7% (до 7 млрд рублей), «американцев» — на 33,7% (до 4,7 млрд рублей), «японцев» — на 39,1% (до 14,7 млрд рублей), «американцев» — на 44,8% (до 30,5 млрд рублей).
В связи с этим китайские и отечественные марки за месяц нарастили свою долю в финансовой емкости. Так, у «китайцев» она выросла с 61,1% (в апреле) до 65,1% (в мае), а у «россиян» — с 14,4% до 16,3%. А вот у европейских брендов она уменьшилась с 12,8% до 8,3%, у японских — с 5,6% до 4%; у корейских — с 2,3% до 1,9%, у американских — с 1,6% до 1,3%.
Что касается майских объемов реализации, то здесь тоже лидируют «китайцы» (72,3 тыс. шт.), за которыми располагаются отечественные марки (43 тыс. шт.). Показатели остальных автопроизводителей не дотягивают и до 3 тыс. экземпляров.
Доля SUV падает, а В-класса — растет
Сегменты SUV и В остаются крупнейшими на российском авторынке. Их суммарная доля как в продажах, так и в затратах находится в интервале 85% — 90%. При этом в последние месяцы у SUV доля снижается, а у В-класса — растет.
В мае было реализовано 80,8 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на сумму 272,3 млрд рублей. Как следствие, за месяц их доля в штуках сократилась с 64,4% до 63,5%, а в деньгах — с 75,4% до 74,4%. Продажи автомобилей В-класса составили 34,2 тыс. единиц, а потрачено на них было 48,6 млрд рублей. Их доля в обоих случаях растет: в объеме реализации — с апрельских 25,2% до майских 26,9%, в финансовой емкости — с 11,2% до 13,3%. Если рассматривать итоги остальных сегментов, то в мае доля каждого из них оказалась ниже уровня 5%.
«Продажи новых легковых машин в России от месяца к месяцу продолжают снижаться: в апреле их было реализовано меньше, чем в марте, а в мае — еще меньше, чем в апреле. Также стоит учитывать и большее количество выходных дней в мае по отношению к апрелю. Все это сказывается на финансовой емкости рынка, которая после рекордного уровня марта (порядка 500 млрд рублей) тоже падает второй месяц подряд. При этом в мае данный показатель опустился уже ниже отметки в 400 млрд рублей. И этому также способствует средневзвешенная цена нового автомобиля, которая снова уменьшилась — в мае на 8,5% по отношению к апрелю», — отмечают в пресс-службе банка «Открытие».
«Помимо снижения продаж автомобилей, следует обратить внимание и на то, как меняется их структура. Мы видим, что доля премиальных автомобилей падает, а массовых — растет. Также уменьшается рыночная доля кроссоверов и внедорожников, а у сегмента В она увеличивается. Иными словами, более дорогих машин продается меньше, а это уже приводит к тому, что меньше денег с каждым весенним месяцем тратится на покупку автомобилей в целом. Как итог, финансовая емкость рынка сокращается», — объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.