Российский автомобильный рынок стал одним из главных пострадавших от введенных в начале весны антироссийских санкций. Это первый кризис, когда в России массово остановились автомобильные производства и прекращены прямые поставки многих, объемы по которым, конечно, пока не может обеспечить никакой параллельный импорт. Освободившуюся нишу активно занимают китайские аналоги, которые наравне с отечественные марками обеспечивают сегодня основное предложение на рынке новых авто. При этом выросшие с начала года цены на новые машины часто заставляют увеличивать срок владения или искать приемлемые варианты на вторичном рынке. А автокредит остается зачастую единственной возможностью приобрести сегодня автомобиль. О том, что ждет российский авторынок и рынок автокредитования дальше, мы пообщались с руководителем центра развития автобизнеса банка «Открытие» в г. Ульяновск Мариной Сызгановой.
Что сейчас происходит на российском авторынке?
По итогам 11 месяцев, по данным АЕБ, было реализовано 549 тысяч новых автомобилей, на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. После замирания трафика и замедления продаж в конце сентября и в начале октября в ноябре авторитейл вновь показал положительную динамику. В ноябре российский рынок новых автомобилей вновь вернулся к росту. За второй месяц осени было реализовано чуть более 45 тысяч легковых и LCV-машин - на 3%, чем в сентябре текущего года, но на 63% меньше, чем год назад. Она оказалась бы еще выше, если бы в ценовом сегменте полутора-двух миллионов рублей было представлено больше товара, субсидии были выше, а сбыт всех новых машин отражался в официальной статистике. Из ключевых объемообразующих брендов особо отличились Lada, а в пятерке лучших по продажам марок впервые оказалось сразу три «китайца».
Какая ключевая проблема для авторынка на сегодня?
Проблема дефицита остается основной для рынка. Многие ушедшие европейские, японские и американские распродали почти все склады и продают все меньше автомашин в каждом месяце. А оставшиеся автопроизводители примут решение в ближайшее время.
В начале осени о прекращении производства автомобилей в России после полугодового простоя петербургской площадки объявила Toyota (сейчас завод готовится к консервации). Компания продолжит поддержку дилерской сети и обслуживание владельцев марок Toyota и Lexus. «Соллерс Авто» начал процесс выкупа доли «Mazda» на предприятии во Владивостоке. В октябре исполнительный комитет концерна «Nissan» одобрил передачу своих российских активов ФГУП НАМИ. Также о продаже всех пяти дочерних структур в нашей стране объявил «Mercedes-Benz», попрощался с Россией и «Infiniti». Самый крупный иностранный автозавод в России «Hyundai» и «Kia» под Санкт-Петербургом, простаивающий с весны, в очередной раз объявил, что продлевает простой предприятия, а руководство южнокорейского концерна не исключает и продажи завода. Из западных брендов, сохранивших до весны локальное производство в России, еще не объявил о своем официальном уходе разве что Stellantis.
Резюмируя, в целом почти все европейские, корейские и японские марки продолжили демонстрировать падение продаж. Россиянам сейчас приходится выбирать между недешевыми китайскими кроссоверами и бюджетными вазовскими моделями, в виде прежде всего «Lada Granta».
А как обстоят дела с отечественным автопромом?
Ноябрь неожиданно для многих оказался богат на парадные запуски российских производств, в том числе на ряде остановленных весной текущего года заводах. Так, на бывшем заводе Renault в Текстильщиках, который был переименован в «Москвич» и выкуплен правительством Москвы, стартовала сборка кроссоверов. Бензиновых версий «Москвич 3» и электрических «Москвич 3е» обещают выпустить в декабре порядка 600 «штук». Многие из них разойдутся по сервисам проката и такси. В 2023-м выпуск хотят довести до 50 тысяч машин.
В Татарстане в особой экономической зоне «Алабуга» начали сборку LCV-техники «Соллерс» на основе фургонов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков JAC. Производство запустили в цехе, где до марта собирали Ford Transit. Новинкам дали собственные имена «Атлант» и «Арго». По соседству, на заводе «Аурус», стартовал обещанный еще в мае 2018 года процесс производства вседорожников «Комендант». Сборочную линию рассчитали на выпуск пяти тысяч автомобилей в год. В обоих случаях в декабре поставки машин дилерам будут единичны.
Производственный прорыв как минимум до 400 тысяч автомобилей обещают и на АвтоВАЗе, из которых 20 тысяч должны отправиться на экспорт, а остальные остаться на внутреннем рынке. Учитывая, что в текущем году продажи автогиганта в России не дотянут и до 200 тысяч автомобилей, такой рост выглядит пока оптимистичным. Тем не менее, АвтоВАЗ пока стал единственной маркой, которая открыто не только заявила о своих планах на 2023 год, но и дала прогноз того, какой видит свою долю на рынке. Она может составить до 50%.
А что вы скажете об экспансии китайских автопроизводителей?
Китайцы в целом планомерно следуют своей стратегии, которую они не меняли в этом году, изначально заявив, что автобизнес вне политики. Успехи при этом более очевидны на фоне ухода с российского рынка крупных международных концернов из Европы, Японии и Америки. По итогам 10 месяцев текущего года в России сформирована дилерская сеть чайна-марок из 936 шоу-румов. Причем почти триста из них было открыто в текущем году, 185 – с июля до ноября. Такого бурного роста количества салонов брендов из Поднебесной, который случился этой осенью, наш авторитейл еще не видел.
Китайские марки при этом все меньше воспринимаются россиянами как остаточная альтернатива, а больше – как приемлемый вариант в качестве личного ТС. К примеру, согласно недавнему опросу Открытие Авто, более половины автовладельцев на фоне сужения ассортимента представленных на российском рынке брендов готовы рассматривать приобретение китайских моделей: 46% ответили на этот вопрос утвердительно, а 25% готовы рассматривать, если не будет альтернативы в виде европейских марок.
Как вы охарактеризуете авторынок Ульяновской области?
По итогам 10 месяцев суммарный объем рынка всех автомобильных марок в Ульяновской области составил чуть более четырех тысяч новых машин (4141, -62% к январю-октябрю 2021 года). Почти аналогичное падение показал и общероссийский авторынок за аналогичный период.
Наиболее продаваемыми марками по итогам десяти месяцев 2022 года в регионе стали UAZ (1215 а/м), Lada 968 а/м), Renault (422), KIA (296), Hyundai (212). Пятерка лидеров не сильно изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Lada, Renault, UAZ KIA и Toyota), однако объёмы при этом критично упали практически у всех брендов.
Лидерство UAZ, производимого сегодня в регионе, очевидно. В целом же марка традиционно находится среди тех брендов, продажи которых ежемесячно исчисляются тысячами на российском авторынке. В Ульяновской области доля марки в общем объеме продаж новых автомобилей по итогам 10 месяцев составила 29%. Наиболее популярными моделями стали UAZ Classic Commercial, обеспечившая 60% продаж бренда в регионе, UAZ Patriot и UAZ Profi. Дилеры по-прежнему испытывают дефицит самого ходового прежде вседорожника, Patriot. На этом фоне коммерческие версии, построенные на базе «буханок», расходятся более уверенно.
На втором месте - лидер российского авторынка, отечественная марка Lada. Доля АвтоВАЗа стабильно растет последние месяцы. В Ульяновской области по итогам 10 месяцев она занимает второе место и четверть местного авторынка. Большую часть продаж обеспечивают Lada Granta и Lada Vesta.
Что касается экспансии китайцев, три из которых в ноябре уже вошли в пятерку лидеров общероссийского авторынка, в Ульяновской области они пока только набирают популярность. За десять месяцев 2022 года доля проданных китайских иномарок в регионе достигла 8% от всех реализованных в регионе новых авто, при этом Haval и Geely стабильно держатся в топ10 продаж.
Как вы оцениваете успехи параллельного импорта?
Больше 20 марок в ноябре продали менее 100 автомобилей и почти исчезли с официального авторынка России, но отнюдь не из статистики частного ввоза. Объемы параллельного импорта все еще низкие, измеряются сотнями, но, по разным оценкам, число такой техники составляет уже 5-6% рынка и будет продолжать расти. При этом стоит отметить, что в рамках параллельного импорта завозятся преимущественно марки премиум-сегмента - в виду более высокой маржинальности для дилеров.
Среди покупателей сейчас наиболее востребованы иномарки из Европы, Японии, США, ОАЭ, Кореи. Кроме этого, все больше официальных дилеров стали продавать в салонах автомобили, которые дистрибьюторы не спешили прежде поставлять в Россию. Это ввезенные из Китая и Индонезии по схемам параллельного импорта кроссоверы Mazda СX-4, Toyota Rush и Mitsubishi Xpander, а также седаны Volkswagen Bora и Suzuki Ciaz.
То есть по факту по новым автомобилям у покупателей 2 варианта: выбирать между новыми отечественными или китайскими авто из наличия или ждать под заказ машины в рамках схемы параллельного импорта?
По факту да. При этом остается еще вторичный рынок, на котором традиционные приверженцы ушедших из России марок могут выбрать привычные варианты с пробегом. Особенно в наиболее популярном сегменте до 5 лет. В принципе, так и происходит. К примеру, траты россиян на новые автомобили в октябре составили 88 млрд рублей, тогда как на подержанные – 387 млрд рублей. В сегменте авто с пробегом 70% россияне в октябре потратили на «европейцев (38% от общих затрат), «японцев» (34%) и «корейцев» (13%). В отличие от рынка новых автомобилей, где господствуют кроссоверы и внедорожники, на вторичном рынке они пока уступают по популярности машинам В-класса.
Что сейчас происходит с ценами на автомобили? Повлияли ли последние тенденции на автомобильные прайсы?
Цены большинства новых легковых автомобилей дистрибьюторы продолжают удерживать на уровне, который находится гораздо выше покупательной способности населения. Продавцы при этом пользуются сложившейся на российском авторынке ситуацией и стараться заработать по максимуму на пользующихся спросом брендах. Некоторые на условиях анонимности признаются, что даже не представляли, что их машины можно продавать в России так дорого.
В декабре покупатели смогут найти разве что точечные скидки на машины из наличия. К примеру, дисконт по «китайцам» можно будет получить из-за роста конкуренции между большим количеством открывшихся в России шоу-румов, но не за счет снижении официальных прайсов. В целом, ни о каком серьезном понижении цен на авторынке речи все также не идет. Возможно, лишь к весне будущего года, если произойдет постепенное насыщение нашего рынка моделями новых китайских и российских марок, цены начнут более массово корректировать в сторону понижения.
Что касается рынка машин с пробегом, то его главные особенности остаются прежними: низкая по сравнению с многими западными рынками представленность официальных дилеров в этой сфере, дефицит качественных машин со своевременным обслуживанием и прозрачной историей. Именно поэтому на рынке особенно востребованы автомобили до трех- пяти лет. Такие машины еще не успели сменить большое количество владельцев, «накатать» огромные пробеги, износиться в части основных агрегатов и узлов и могут служить достойной альтернативой дефицитным новым транспортным средствам. При этом их продавцы вынуждены гибко и более оперативно реагировать на все изменения рынка, которые происходят в нашей стране. В целом в ноябре мы продолжали видеть корректировку цен в сторону уменьшения вслед за снижением трафика на вторичном рынке. Однако в ближайшие одну-две недели в преддверии новогодних покупок тенденция едва ли сохранится.
Оказывает ли текущая ситуация в авторитейле влияние на рынок автокредитования?
Да, конечно. По данными Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-октября 2022 гола было выдано автокредитов на сумму 546,2 млрд. руб. или на 41,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сегодня на рынок автокредитования в принципе оказывают влияние целый ряд факторов. Это и геополитическая обстановка, и дефицит на авторынке из-за ухода целого ряда бренда с последующим ростом цен и снижением покупательского спроса, и волатильность ставок вслед за общеэкономической обстановкой. В последние месяцы с большей частью из них рынок стал справляться. Возобновился выпуск и продажи отечественных автомобилей, активную экспансию продолжили китайские бренды, начал работать параллельный импорт, замедлился рост цен, стабилизировались ставки, и, главное, была возобновлена программа льготного автокредитования.
Согласно статистике «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), тренд на восстановление выдач автокредитов на рынке не прекращался с апреля, а ежемесячные выдачи банка уже почти вернулись к прошлогодним значениям. Несмотря на то, что ряд клиентов отложили осенью покупку машины из-за геополитической напряженности, выдачи в целом, как и ожидалось, поддержала именно программа госсубсидирования, которая активно стимулировала спрос в сегменте продаж новых автомобилей.
Количество выданных в Ульяновской области банком за 11 месяцев автокредитов составили уже две трети от прошлогодних показателей, а в денежном эквиваленте - три четверти. В 2022 году в «Открытие Авто» заемщики чаще всего оформляли автокредиты на подержанные автомобили - на них пришлось более 60% выдач. При этом за последние месяцы тренд переломился: за счет программы льготного автокредитования начала расти доля автокредитов, оформляемых на новые автомобили.
По данным банка, автокредиты ульяновцы чаще всего оформляли на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей на новый и до 500 тыс на подержанный автомобиль, сроком более 5 лет и с первоначальным взносом 20-30%. Средний чек автокредита за 2022 год составил 585 тыс. рублей по подержанным и 1 млн рублей по новым автомобилям. В топ-3 кредитных продаж за 11 месяцев оказались марки LADA, HYUNDAI, HAVAL среди новых и LADA, CHEVROLET, HYUNDAI среди подержанных авто.
Что ждет рынок автокредитовании в ближайшие месяцы?
В последний месяц года на рынок в большей степени продолжат оказывать влияние геополитические тренды, которые могут оказать влияние на покупательский спрос. В целом по итогам года очевидно, что рынок не достигнет прошлогодних объемов. Банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, а оживление рынка во втором полугодии 2022 года и возобновлённая программа льготного автокредитования не смогут нивелировать значительный провал марта-мая.
Какие автокредитные продукты пользуются сегодня наибольшей популярностью?
Россияне в последние месяцы все чаще обращаются к заемному финансированию при покупке автомобиля, так как значительно выросшие с начала годы цены зачастую превышают покупательскую способность населения. При этом, однако, заемщики стали брать меньшие суммы автокредитов и на больший срок.
Кроме этого, несмотря на оживление рынка автокредитования, в текущих экономических условиях реальные доходы населения, к сожалению, продолжают падение, а будущие автовладельцы стараются сэкономить. В связи с этим «Открытие Авто» постоянно пытается расширять продуктовую линейку новыми банковскими, страховыми и сервисными решениями, удобными и выгодными нашим клиентам-автомобилистам.
Так, недавно в банке мы запустили новый продукт – залоговый автокредит без каско. Клиенты могут самостоятельно решить, оформлять ли каско или сэкономить, отказавшись от страхового полиса, при оформлении залогового автокредита. Кроме этого, будущие автовладельцы могут воспользоваться сервисом «Вместо каско»: его стоимость существенно ниже классической программы каско, но позволяет застраховать транспортное средство от самых существенных рисков – от угона и тотальной гибели. А на днях запущены продажи электронных полисов каско: на сайте банка доступен агрегатор предложений от семи крупнейших страховщиков, который позволяет, не выходя из дома, выбрать наиболее выгодное решение с учетом доступной персональной скидки. И это несколько примеров продуктовых решений, которые уже успели оценить наши клиенты.
Сегодня автолюбители в банке «Открытие» могут получить финансирование практически под любые нужды всего по двум документам: оформить классический автокредит на новую и подержанную машину, воспользоваться специальными кредитными программами от дилеров и автопроизводителей, а также в рамках льготного автокредитования с государственной поддержкой. В зависимости от потребностей заемщик самостоятельно принимает решение о возможности подтверждения дохода, внесения первоначального взноса, оформления страховки или машины в залог. Ставки при этом начинаются от 8,2% годовых в рублях. Подать заявку на оформление автокредита можно на сайте банка «Открытие и более чем в 400 точках продаж сети автосалонов-партнеров в 80 городах России. Сделка может быть совершена в день обращения в течение часа. Дополнительным преимуществом для клиентов является возможность включения в сумму кредита стоимости страховых и сервисных услуг в случае их подключения.
Стоит вообще покупать автомобиль, тем более в кредит?
Стоит признать, что дефицит автомобилей на горизонте ближайших месяцев никуда не денется. Имеет смысл внимательно оценить предлагаемый модельный ряд и предложения банков и не откладывать покупку на неопределенный срок, так как даже в текущих условиях можно найти вполне выгодные предложения.
Озвучите ваш прогноз по дальнейшему развитию российского авторынка?
Общий годовой объем авторитейла по итогам 2022 года скорее всего составит 0,66-0,67 миллиона автомобилей, то есть на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом году. Это станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в России в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка.
В 2023 году рост на авторынке, по нашим прогнозам, может случится не раньше апреля, когда АвтоВАЗ начнет поставки в дилерскую сеть обновленной Lada Vesta. Чуть позже может «подоспеть» и Lada Largus. Также, вероятно, рост продаж продемонстрируют электрокары. Если планы официальных дистрибьюторов этих машин («Москвич», Evolute, Voyah, Skywell, Hongqi и Xpeng) воплотятся в жизнь хотя бы наполовину, то мы увидим рассвет этого вида бизнеса, а продажи электромобилей могут составить порядка 20 тысяч машин в год. При таких допущениях, а также при отсутствии очередных потрясений (карантин, усиление санкций, увеличение пошлин, мобилизация и прочее) общий объем рынка в 2023 году составит 0,75-0,8 миллиона автомобилей. Этот результат мог бы быть еще на 8-10% лучше за счет новых машин, ввозимых дилерами по параллельному импорту. Но они в официальной статистике AEB традиционно не отражаются.
В 2023 году мы ожидаем, что спрос, в том числе отложенный, переключится на новую автомобильную реальность. Российский авторынок в перспективе будет состоять из отечественных машин, модельного ряда китайских брендов и суббрендов уже присутствующих производителей, а также небольшой доли в виде альтернативы, которой, возможно, станут индийские и иранские автоконцерны, а также прочие игроки, присматривающиеся к нашему рынку после тотальных перемен.